Обман по телефону

Злоумышленники рассчитывают на доверчивость, любопытство и панику

14 янв. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3868 (4) от 14 янв. 2016

В последнее время в Приморье участились случаи телефонного мошенничества. Злоумышленники обзванивают наугад большое число граждан в поисках самого доверчивого, чтобы выманить у того деньги. Жертвами аферистов могут стать все: мошенники хорошие психологи. Они звонят в неурочное время, стараясь застать врасплох, а также манипулируют человеком, играя на его чувствах. Например, на переживании за своих близких, беспокойстве по поводу состояния финансов, желании получить какой-нибудь приз или выигрыш и даже на банальном любопытстве.

Существует несколько видов телефонных разводов. В пресс-службе приморской полиции рассказали «В» о самых распространенных из них.

«Родственник попал в беду»

Некто неизвестный по телефону сообщает заведомо ложную информацию о том, что его родственник или кто-то близкий попал в дорожно-транспортное происшествие или совершил преступление, которое грозит уголовным преследованием. Избежать проблем предлагают путем перечисления денежных средств на банковскую карту. Злоумышленники могут представляться сотрудниками правоохранительных органов либо самими попавшими в беду родственниками. Потерпевшие потом утверждают, что голоса звонивших были удивительно похожи на голоса их родных.

«Вы победили в лотерее/конкурсе/ розыгрыше призов»

Абонент получает СМС-уведомление о крупном выигрыше, для получения которого он должен перечислить некую сумму (якобы налог на ценный приз).

«Ваша банковская карта заблокирована»

Абоненты получают СМС-уведомления от «службы безопасности» кредитно-финансового учреждения о том, что их банковская карта заблокирована. В сообщении указывается номер телефона, по которому можно выяснить все обстоятельства проблемы. При последующем звонке гражданину сообщают, что необходимо совершить ряд операций якобы для разблокирования карты. В итоге деньги уходят на счета мошенников.

«Мгновенный кредит»

Злоумышленники размещают объявления о содействии в быстром получении кредита без справок и поручителей. Потенциальная жертва сообщает посредникам о желаемой сумме. Те предлагают внести страховку. При встрече, получая деньги, аферисты сообщают, в какой банк и к какому сотруднику нужно подойти за получением кредита. В финансовом учреждении, разумеется, заемщика никто не ждет.

«Покупка автомобиля через Интернет»

На одном из сайтов размещают информацию о продаже автомобиля (запчастей, комплектующих). Подробно описывают товар, выкладывают фотографии, указывают цены. Потенциальному покупателю предлагают внести задаток. Деньги злоумышленники просят перечислить переводом через банк либо на абонентский номер телефона. Получив желаемое, мошенники отключают телефоны и на связь с обманутым покупателем больше не выходят.

«Компенсация»

Вам могут позвонить по телефону и спросить: приобретали ли вы медицинские товары через сетевой маркетинг или по каталогам? Мошенники, представляясь сотрудниками правоохранительных ведомств, заверят вас, что в отношении распространителей товара проводится расследование, а гражданину положена компенсация, однако для ее получения нужно заплатить госпошлину в размере 20% от суммы покупки. В итоге жертва несет неоправданные расходы дважды.

«СМС-просьба»

Абонент получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, если он недоступен, положи определенную сумму денег. Потом все объясню».

«Платный код»

Поступает звонок якобы от сотрудника компании сотовой связи с предложением или подключить новую услугу, или для перерегистрации во избежание отключения мобильного телефона из-за технического сбоя, или для улучшения качества связи. Для этого абоненту предлагают набрать под диктовку код, который является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленников.

«Штрафные санкции оператора»

Мошенник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора мобильной связи и сообщает, что абонент сменил тарифный план, не оповестив оператора (могут быть варианты: не внес своевременную оплату, воспользовался услугами роуминга без предупреждения), и поэтому ему необходимо уплатить штраф в определенном размере, купив карты экспресс-оплаты и сообщив их коды.

«Ошибочный перевод средств»

Абонент получает СМС с уведомлением о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги «мобильный перевод». Сразу после этого поступает звонок с просьбой вернуть их обратно тем же «мобильным переводом».

«Предложение получить доступ к чужой СМС-переписке»

Пользователю предлагают изучить содержание всех СМС и список входящих (исходящих) звонков интересующего его абонента. Для этого необходимо отправить сообщение. После того как пользователь отправляет СМС, с его счета списываются деньги, а интересующая информация так и не поступает.

Что следует делать

Стражи порядка советуют не терять головы, не бояться запугиваний и угроз! Паника – это то, чего первым делом пытается добиться мошенник, чтобы проще было заставить вас передать ему деньги.

Не торопитесь делать то, о чем вас просят по телефону. Получив сообщение о проблемах близких людей и предложение заплатить, ответьте, что не имеете в наличии требуемой суммы, а лучше вообще прервите телефонный разговор и попытайтесь связаться с тем родственником, который якобы попал в беду.

Получив подозрительное СМС, немедленно удалите его и ни в коем случае не перезванивайте по указанному номеру.

Никому не сообщайте ПИН-код и реквизиты вашей банковской карты. Помните, что сообщения о блокировании карты присылают мошенники.

Нелишним будет напоминание не доверять незнакомым и малознакомым людям. Правоохранители указывают: не стоит впускать в свой дом незнакомца, даже если он представился сотрудником социальной службы или государственной структуры. Попросите его предъявить удостоверение. Не стесняйтесь тут же, не пуская посетителя в дом, проверить данные по телефону. Если возникли сомнения, немедленно звоните в полицию.

Автор: Евгений СИДОРОВ