Баллада об исчезнувшей стране

Снимки легендарного фоторепортера Гаранина отобразили советскую эпоху без идеологических штампов

13 янв. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3867 (3) от 13 янв. 2016

Говорят, что машина времени на самом деле давным-давно изобретена. И для того чтобы попасть в прошлое, нужно всего лишь… прийти в музей.

Выставка «Анатолий Гаранин. Советский Союз», недавно открывшаяся в музее имени Арсеньева, служит тому ярким доказательством. Более того, эта выставка сама как машина времени: можно совершить путешествие длиною в историю целой страны…

Летописец века

Анатолий Гаранин, один из самых известных советских фотокорреспондентов, родился в 1912 году. В середине 1930-х он был молодым фотокором и работал в ведущих газетах столь же молодой и только набиравшей силу страны – СССР. Дальше была Великая Отечественная, суровые 50-е, «оттепельные» 60-е, спокойные 70-е. И все они попали в объектив фотокамеры Анатолия Гаранина. Именно благодаря этому сегодня мы можем увидеть жизнь огромной страны и ее граждан глазами удивительно талантливого человека.

– Анатолий Гаранин ушел из жизни накануне 1990-х. По большому счету, он был не просто свидетелем века – он был его летописцем, – рассказал на открытии выставки директор музея имени Арсеньева Виктор Шалай. – Когда наследники фотокора принесли в бывшее РИА «Новости» (ныне МИА «Россия сегодня») его архив, в нем оказалось более 35 тысяч единиц хранения. За несколько лет было оцифровано более тысячи самых ярких, самых интересных снимков, слайдов, негативов. Лучшие из них, а это более 150 работ, представлены на выставке. Эта экспозиция в 2015 году объездила немало городов России, и вот наконец и нам посчастливилось принимать ее в своих залах.

Работы Анатолия Гаранина вошли в золотой фонд не только советской, но и мировой репортажной фотографии. Во время Великой Отечественной он был, разумеется, военным корреспондентом. Наверняка многие помнят известный снимок: аэростат над памятником Пушкину в Москве. Так вот, это работа Гаранина. Так же, как и ставший классикой снимок «Смерть солдата». В нем нет ни капли пафоса или идеологии, он величественен и в то же время страшен именно своей обыденностью. Это запечатленные фотокамерой будни войны: разрыв снаряда – и солдат, бегущий в наступление, падает замертво… Такие фотографии больше чем репортаж – они становятся свидетельствами времени. В залах музея имени Арсеньева та часть выставки, что посвящена работе Анатолия Гаранина на фронте, заставляет задуматься, замолчать, всмотреться внимательно и чутко.

Человек объемней функции

– Взгляните на снимки 30-х годов. Фотокамера бесстрастна, но в каждой работе – настрой эпохи, – рассказывает главный хранитель музея Нина Керчелаева. – Взгляните на лица, позы людей на снимках. Они словно олицетворяют слова из песни: «стальные руки – крылья, а вместо сердца – пламенный мотор». Сколько в этих лицах веры в будущее, стремления вперед, сколько одухотворенности, но при этом и жесткости: они строят свою страну и ничто им не помешает. Нам, сегодняшним, трудно даже представить, чтобы людей в огромной стране объединяла одна идея…

С начала 1950-х Анатолий Гаранин стал работать в журнале «Советский Союз». Как известно, этот журнал был ориентирован на читателей из других стран и рассказывал о том, как весело, замечательно и здорово живется в СССР, показывал преимущества социализма. Можно было бы предположить, что и снимки в таком журнале будут сплошными агитками – пафосными, глянцевыми, бездушными. Но ничего подобного в работах Гаранина нет. Он ездил по всей стране, снимал, как заново отстраиваются уничтоженные войной шахтерские поселки Донбасса, как ловят рыбу на Каспии, как приезжают отдыхать в Сочи первые отдыхающие…

– И обратите внимание, насколько просты, ничуть не картинны эти снимки, – говорит Нина Керчелаева. – Лишенный претенциозности и чрезмерного пафоса в своих фотографиях, Анатолий Гаранин создавал произведения искусства, которые отражали пульс мгновения. Его работы – это не «причесанные» постановочные кадры, отражающие «процветание государства» или «ужас войны», а остановленная секунда, раскрывающая жизнь такой, какая она есть, жизнь простую и настоящую.

Анатолий Гаранин был единственным фотокором, который сопровождал Никиту Хрущева во время его поездки по США в 1959 году, он снимал полного сил Брежнева, Джавахарлала Неру, работал на Олимпиаде в Хельсинки. Но даже на снимках, где запечатлены первые лица СССР и главы других государств, видно: в первую очередь фотографа интересовали люди, а не их функция.

Чудо одной спички

Особой статьей и в жизни, и в работе Анатолия Гаранина стал театр на Таганке. Снимать знаменитостей, балерин Ольгу Лепешинскую и Галину Уланову например, ему приходилось и ранее, а его работа «Сергей Эйзенштейн разговаривает с актером Николаем Черкасовым на съемках фильма «Александр Невский» стала классикой. Но театр на Таганке занял в сердце фоторепортера особое место.

По словам Юрия Любимова, Гаранин стал частью театра: он снимал все спектакли, работал на сцене и за кулисами. На его снимках Владимир Высоцкий, Вениамин Смехов, Валерий Золотухин и другие звезды Таганки предстают такими незвездными…

Удивительно, что снимки, сделанные во время спектаклей, в полутьме из-за кулис, выглядят так, словно Гаранин снимал при ярком свете. Чудеса? Нет. Одна из фраз мэтра, которую и сегодня цитируют его коллеги, звучала так: «Дайте мне свет одной спички, и я сделаю снимок».

Три огромных зала в музее Арсеньева занимает выставка «Анатолий Гаранин. Советский Союз». А меньше, наверное, и невозможно. Пятьдесят лет – самых процветающих, самых ярких – из жизни той страны, которой больше нет. Разве можно уместить их в один зал? В десяток снимков?..

     

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ