Наш учитель самый лучший

Молодые педагоги Владивостока сразились в творческом конкурсе

22 дек. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3859 (193) от 22 дек. 2015

Собравшись вокруг костра на поляне, окруженной высокими деревьями с густой зеленой листвой, школьники и учителя под задушевный аккомпанемент гитары пели всем знакомое «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». А потом рисовали портрет счастья и создавали дерево семейных традиций.

При этом не выходя из кабинета гимназии № 1. Именно здесь проходил финал городского конкурса «Молодой специалист года–2015».

– Конкурс проводится уже в восьмой раз, – рассказывает Людмила Чижова, заместитель начальника управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации Владивостока. – Впервые он состоялся в 2008 году, когда была утверждена программа привлечения молодых специалистов в сферу образования. В конкурсе принимают участие педагоги образовательных учреждений Владивостока, а главное условие – стаж их работы не должен превышать трех лет. Это могут быть и учителя-предметники, и воспитатели детских садов, и педагоги дополнительного образования… Всего за восемь лет в конкурсе приняло участие более ста человек. В этом году у нас на старте было 20 участников, все они учителя-предметники в основном (так получилось): учителя иностранных языков, истории и обществознания, начальных классов, русского языка и литературы, физкультуры.

В финал после трех этапов вышли пятеро. Этапы, надо сказать, были непростыми. Сначала комиссия рассматривала документы, затем все участники показали свои творческие презентации. Третий этап – конкурсный открытый урок. И вот финал, на котором пятеро финалистов должны показать короткие уроки-импровизации на заданные темы. И самое интересное, что эти темы участники узнали только накануне, то есть на подготовку – один день. «Учениками» для конкурсантов стали те, кто пришел в этот день поддержать своих коллег, а также ученики гимназии № 1.

Песни под гитару у импровизированного костра придумала спеть Екатерина Крылова – педагог начальных классов из школы № 65. Тема ее урока звучала так: «Не ждите чуда, творите сами». Остальным участникам: учителю английского языка лицея № 41 Анастасии Есенковой, учителю истории гимназии № 2 Павлу Коломийцу, учителю истории гимназии № 1 Юлии Милько, учителю английского языка гимназии № 2 Екатерине Селезневой – достались такие же философские темы уроков. Например, «Уча других, мы учимся сами», «Счастья не становится меньше, когда им делишься», «Человеком стать – это искусство», «И память возрождает жизнь».

И вот как за 15 минут импровизированного урока поговорить на такие сложные темы, раскрыть их, обыграть? Но именно в таких творческих, требующих нестандартных решений конкурсах и проявляются лучшие качества молодых педагогов. Екатерина Крылова сотворила чудо у всех на глазах: она перенесла присутствующих в лес, к костру…

– Впервые приняла участие в конкурсе, – говорит Екатерина. – Я люблю своих третьеклашек, они вдохновляют меня, мне хотелось рассказать о своем опыте и посмотреть, как работают другие. В школе мечтала работать с детских лет. И скажу, что я счастливый человек, потому что люблю свою работу, мне нравится общаться с детьми, отдавать им свои знания.

Знаете, приняв участие в конкурсе, я увидела, как много во Владивостоке молодых, красивых, талантливых учителей, которые любят свое дело, вдохновлены им. Получила так много позитивного опыта, профессионально выросла, я это чувствую. И это так вдохновляет – работать, придумывать что-то новое!

Члены жюри, в числе которых представители управления по работе с муниципальными учреждениями образования и специалисты профсоюза работников образования, тоже считают, что подобные конкурсы как раз и помогают молодым учителям еще раз понять, что они правильно выбрали дело всей жизни.

– Конкурс важен для молодых специалистов тем, что дает возможность твердо почувствовать себя в профессии, – говорит Людмила Чижова. – Они показали свои методы работы, свое видение профессии, рассказали о том, какие цели ставят перед собой и своими учениками. Кроме того, через несколько лет молодым специалистам необходимо будет писать заявление на присвоение квалификационной категории. И конечно, опыт участия в таком конкурсе, а тем более победа или факт лауреатства – это большой плюс.

Также важно и то, что все участники смогли не только рассказать о своем опыте работы, но и послушать других, узнать, как работают коллеги. И этот опыт очень полезен.

Знаете, на что хотелось бы обратить внимание? На то, что в этом году впервые практически все участники, говоря о цели своей работы, о том, какие качества они хотят воспитать в учениках, на первое место ставили патриотизм. Причем не только учителя истории, но и другие предметники.

О семейных традициях, о своих предках, о том, как связаны поколения, говорили «ученики» на уроке Екатерины Селезневой – учителя английского и корейского языка гимназии № 2. Вспоминая истории своих семей, все задействованные в процессе осознавали, что память действительно не просто крепко связывает поколения, но и продлевает жизнь. Ведь человек жив, пока о нем помнят…

– Я вообще по духу человек творческий, с соревновательной жилкой, – рассказывает Екатерина Селезнева. – Еще в школе училась, а уже пробовала себя в разных творческих соревнованиях и мне это нравилось.

Почему пошла работать в школу? Честно скажу: до последнего курса института вообще не думала о том, чтобы быть учителем. И это несмотря на то, что моя мама – учитель математики. Перед защитой моего диплома она часто мне звонила, чтобы поддержать и одобрить, рассказывала, что она делает в школе, как она видит результаты своей работы… И в какой-то момент я подумала: а почему бы нет? Я не хочу перебирать бумажки в офисе, а хочу видеть плоды своего труда, работать с людьми. Потому решила пойти в школу. И не пожалела о своем решении. У меня получилось наладить контакт со своими учениками, причем я веду и старшие, и младшие классы, мне одинаково комфортно с ними работать.

Участие в конкурсе стало важным этапом для меня. В школе работаю третий год. И меня уже не раз посылали на курсы повышения квалификации, на мастер-классы, но в голове как-то все же не складывалась моя собственная система работы, не до конца ее понимала… И когда села писать свою творческую презентацию, вдруг все ячейки как-то сложились, все встало на места, понимаете? Я была счастлива!

И вот что еще важно. В рамках конкурса я провела открытый урок с учениками школы № 13. И поняла, что могу работать с чужими детьми, которых совсем не знаю, и не боюсь этого, и у меня получается. Это было потрясающее открытие!

Можно не сомневаться, что немало счастливых открытий и радости принес участникам конкурс. Но есть и вполне материальные призы, которые предоставляет администрация Владивостока. Так, победитель конкурса получит 25 тысяч рублей, обладатель второго места – 20 тысяч, третьего – 15 тысяч, а двое финалистов получат ценные призы.

– Само награждение, – говорит Людмила Чижова, – состоится завтра, 23 декабря. Это тоже стало традицией: в этот день в актовом зале администрации Владивостока будут чествовать победителей городских олимпиад, то есть лучших школьников, и очень символично, что в этом же зале будут названы победители конкурса.

  

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ