Чем ценен старый чемодан, обитый парусиной?

Уникальные артефакты 80 лет ждали, когда за ними приедут из Владивостока

16 дек. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3856 (190) от 16 дек. 2015
07e226f85d0b787bfd2df651b0eb0307.jpg

Будущей весной во Владивостоке распахнет двери для посетителей новый музей – Дом-музей Элеоноры Прей. Он откроется в знаменитом здании в Почтовом переулке. А первые уникальные экспонаты для него привез из командировки в США директор музея имени Арсеньева Виктор Шалай. Удивительные артефакты Виктор Алексеевич показал горожанам на заседании Исторического клуба.

– Если существуют в мире чудеса, то сегодня речь пойдет именно о них, – сказал он. – В это трудно поверить, но вы видите вещи, которые более 80 лет ждали в Америке, когда за ними приедут из Владивостока.

Время течет, но не меняется

В начале осени в США, в два небольших городка Южный Бервик и Самерсворт, что расположены на обоих берегах одной реки, отправились представители музея имени Арсеньева – Биргитта Ингемансон (именно она открыла миру письма Элеоноры Прей) и съемочная группа во главе с известным тележурналистом Сергеем Майоровым, чтобы снять часть большого документального фильма об американке, благодаря которой о далеком Владивостоке узнали ее соотечественники-современники, а спустя столетие и далекие потомки.

Почему были выбраны именно эти два города? Потому что именно в них прошло детство и юность Рокси Элеоноры Лорд и Фредерика Прея. Здесь, в Новой Англии, они родились, учились в одном классе, влюбились и поженились. Из этих мест чета Прей отправилась в далекий Владивосток по приглашению сестры Теда (так Элеонора звала супруга) Сары и ее мужа Чарльза Смита, которые в 1880 году открыли в далеком русском городе Американский магазин. А в прошлом веке Элеонора Прей вернулась в родной дом, где она провела последние годы жизни и была похоронена на местном кладбище…

– Новая Англия – весьма патриархальное место, а в маленьких городках жизнь вообще идет неспешно, – рассказывает Виктор Шалай. – Нам трудно представить, какой там спокойный уклад и какая старина вокруг, ведь Владивосток появился много позже того, как в Новую Англию пришли первые поселенцы. Там не было войн и революций, людям не приходилось, бросив все, бежать из своих жилищ, поэтому многие живут в тех же домах, в которых жили их прадеды, пользуются той же мебелью. Представляете, стулья в доме старше, чем Владивосток! Именно поэтому дома семьи Лорд и семьи Прей сохранились практически неизменными с тех пор, как там жили Элеонора и Фредерик.

Чудеса существуют

Съемочной группе и сотрудникам музея сказочно повезло: они познакомились с Полем Буавером, который много лет назад купил дом, где когда-то жили родители Элеоноры Прей и где завершились ее дни. Мало того, Поль оказался большим ценителем старины: он годами собирал викторианскую мебель, которую жители этих городков просто выбрасывают (для них она не редкость, а просто старая мебель), вещи и предметы быта прошлых веков…

– Поль говорил нам, что подчас и сам не понимал, зачем все это собирает, покупает, приносит домой, – вспоминает Виктор Алексеевич. – Но узнав, почему мы снимаем фильм об Элеоноре и чем она знаменита во Владивостоке, он рассказал нам нечто фантастическое! Оказывается, будучи юношей, он был знаком с Кларой – младшей сестрой Элеоноры. И даже купил у нее старый, обтянутый парусиной чемодан-сундук с разными вещами. «И теперь я знаю, зачем я его купил!» – заявил Поль. Он вынес этот сундук и показал сохранившуюся на нем багажную бирку. На ней написано, что это часть багажа Сары и Чарльза Смит, в 1880 году отправившихся во Владивосток. Именно к ним приехали чуть позже Тед и Элеонора, думали, что на год, а оказалось – на 36 лет… Очевидно, что, уехав из Владивостока в 1930-м, Элеонора часть своего багажа увезла именно в этом сундуке. Поль Буавер подарил его нашему музею вместе со всем содержимым. Это раритетные экспонаты – вещи, принадлежавшие семье Прей. Они особенно ценны тем, что представляют культуру повседневной жизни людей.

Виктор Шалай продемонстрировал собравшимся эти музейные «экспонаты из старого чемодана»: учебник русской грамматики Элеоноры Прей, в котором в качестве закладок были использованы вырезки из газеты «Далекая окраина», дамскую сумочку, черепаховый гребень, походную чернильницу, наборы для игры в вист и бридж. Также Поль Буавер подарил книги викторианской эпохи. Они не принадлежали Элеоноре, но, безусловно, именно такие книги она читала, например, «Три мушкетера».

– А еще в учебнике мы нашли обрывок письма, совсем небольшой. Но, судя по почерку, его писала сама миссис Прей. Как известно, оригиналы писем Элеоноры ее внучка Патрисия Силвер Данн завещала библиотеке конгресса США, у нас в музее есть только копии, так что иметь даже такой обрывок для нас огромное счастье, – признается Виктор Шалай. – Кроме того, исторические общества двух городов подарили музею подлинную фотографию выпускного класса, в котором учились Элеонора и Тед, и программу выпускного бала (именно на нем Тед сделал предложение любимой). Все это – бесценные подлинные экспонаты, которые со временем станут частью Дома-музея Элеоноры Прей.

Дорога к памяти

На заседании Исторического клуба присутствовал и глава Владивостока. Игорь Пушкарев рассказал, что в течение всего времени, пока длится борьба с застройщиком, который незаконно возвел возле дома Смитов огромное здание, администрация города вела работу по выкупу помещений в доме №5 Почтового переулка и передаче их музею имени Арсеньева для создания Дома-музея Элеоноры Прей.

– Мы планируем сделать пешеходный маршрут к дому Смитов. Он будет проходить примерно от гимназии № 1 и вести дворами к самому дому и затем к театру имени Горького, – рассказал Игорь Пушкарев. – Также мы планируем восстановить двор дома в том виде, в каком он существовал во времена Элеоноры Прей. Что касается самовольной застройки, уже были выиграны два суда в разных инстанциях, судебные приставы имеют предписания на снос здания. Но они не торопятся. Мы же намерены ускорить процесс, поэтому обратились в прокуратуру.

Согласно планам Дом-музей Элеоноры Прей заработает в конце будущей весны. В это же время съемочная группа Сергея Майорова будет работать в краевом центре над владивостокской частью фильма.

– Мы начнем с временной экспозиции, потому что пока не можем выставить эти экспонаты. Чтобы выставлять подлинники, музей должен иметь системы безопасности, на установку которых мы пытаемся получить финансирование из федерального бюджета, – подчеркнул Виктор Шалай. – Но надеемся, что в полную силу музей заработает в ближайшей перспективе.

  

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ