Приморскому театру прописали маэстро

Худрук Мариинки пообещал навести порядок на сцене и за кулисами

10 дек. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3853 (187) от 10 дек. 2015
3e6d9d837b201858fda5b20ae09a431e.jpg

Приморский театр оперы и балета с 2016 года станет филиалом Государственного академического Мариинского театра.

Смена статуса, несомненно, повлечет за собой перемены в этом храме культуры. Что ожидает коллектив, репертуар и нас, зрителей и поклонников высокого искусства, рассказал во Владивостоке журналистам художественный руководитель-директор Мариинки Валерий Гергиев.

– 233-й сезон для Мариинского театра ознаменовался большим событием – появлением младшего брата на другом конце страны, – начал разговор Валерий Гергиев.

– Для нас большая честь и радость построить свою работу с коллегами так, чтобы приморский театр стал сильным и состоятельным не только для своего региона России, но и для стран АТР.

Географическое положение Владивостока (наш город, по сути, ворота в ведущие страны азиатского региона) оказалось большим козырем и в культурном смысле: мы сможем теперь видеть артистов Мариинки намного чаще. Ведь по пути на гастроли в страны Азии они будут останавливаться во Владивостоке. А до появления театра оперы и балета в нашем городе спектакли Мариинского театра зрители могли смотреть только на видео. Это подчеркнул и Валерий Абисалович.

– Гастроли Мариинки всегда с нетерпением ждут в Японии, Корее, Китае и Сингапуре. И когда нам предложили присмотреться к театру во Владивостоке, первая моя мысль была – мы так часто летаем в Токио или Сеул, что выступить во Владивостоке будет нетрудно и вполне логично, – сказал он. И добавил: – Уверен, на приморской сцене будут часто выступать лучшие артисты из соседних стран, а любители оперы будут чаще приезжать на премьеры. Сближение культур через репертуар – это необходимость.

Уровень надо подтянуть…

О том, как же заманивать меломанов из соседних стран во Владивосток, в Мариинке уже подумали. И намерены проводить на сцене Приморского театра оперы и балета международные музыкальные фестивали, например такие, как знаменитые «Белые ночи».

Валерий Гергиев не исключает возможности проведения во Владивостоке двух фестивалей: один летом, другой зимой. И даже пообещал обе даты внести в свой календарь гастролей, чтобы посещать столицу Приморья в эти дни.

– Страна получила великолепный театр, – сказал Валерий Абисалович, – у него отличная акустика. Осталось наполнить его многогранным содержанием.

В остальном же Валерий Гергиев был менее конкретен и на вопросы отвечал уклончиво. В частности, осталось неизвестным, будет ли сохранен коллектив театра и на какой срок, кто будет отвечать за репертуарную политику, руководить театром.

– Да, уровень постановок нужно подтянуть, – заметил маэстро. – Может быть, сразу получить такое качество, как в Петербурге, не удастся, да мы и не будем к этому стремиться, ведь у каждого театра свое звучание. Но хотелось бы, чтобы не через 10 лет сказали «вот теперь Приморский театр сравнялся с Мариинским», а намного быстрее. Это означает, что на коллектив театра лягут серьезные нагрузки.

Понимаю, что труд артистов должен оплачиваться достойно. Артист – это главный человек в театре. Знаю, что здесь возникали сложности с расчетами, появились долги. Этого не должно происходить. И три спектакля в неделю – это маловато. Не использовать имеющихся возможностей и потенциала, в том числе и зрительский интерес, – это нерационально и, если хотите, глупо.

Валерий Гергиев подчеркнул, что еще три месяца назад давал рекомендацию руководству приморского театра как можно реже улетать из Владивостока для выступлений на задворках Европы. Спокойная и методичная работа в регионе гораздо важнее зарубежных гастролей.

Отвечая на вопрос о руководстве филиала Мариинского театра во Владивостоке, маэстро ушел от прямого ответа и никаких фамилий не назвал. Но отметил, что уже сейчас под его руководством идет исправление недоделок, которые были обнаружены в театре после сдачи его в эксплуатацию.

– Функционирование всех технических служб театра – задача довольно сложная, я не буду вдаваться в детали, но с этой задачей не справился Антон Лубченко. Сейчас перед нами задача номер один – привести в порядок несовершенные системы пожаротушения. Еще одна задача – подтянуть уровень балета. У нас очень сильные репетиторы, и теперь они будут здесь нередкими гостями.

Большой интерес к маленькому зрителю

– Сразу скажу, для меня главное – чтобы в театр приходили дети, – акцентировал Гергиев. – Мы в Мариинском театре добились в этом вопросе определенных успехов и теперь даем много детских спектаклей. Возвращение утраченных традиций в работе с детьми – это национальный приоритет. Дети должны приходить в театр в 5–6 лет и, если им понравится, они будут приходить снова и снова. Если мы не приведем их в таком возрасте в театр, то не привьем интереса к искусству никогда.

Поделился Валерий Абисалович и планами о том, что увидит приморский зритель из репертуара Мариинки в обозримом будущем. Это будут оперы «Путешествие в Реймс», «Поворот винта» и «Сон в летнюю ночь», балет «Анна Каренина», детский спектакль «Конек-горбунок».

Высокая оценка

В завершение встречи слово взял глава Владивостока Игорь Пушкарев. Он поблагодарил Валерия Гергиева за согласие взвалить на свои плечи непростой труд по развитию Приморского театра оперы и балета.

– Для Владивостока одна из важнейших задач – чтобы театр развивался, привлекая в свои стены не только приморцев, но и наших ближних соседей. Позвольте от имени горожан вручить вам юбилейную медаль «155 лет Владивостоку», которой мы награждаем тех, кто вносит вклад в развитие города.

Руководитель Мариинки пообещал поместить награду на своем рабочем столе в театре, чтобы она каждый день напоминала ему о поставленной непростой задаче – вывести региональный филиал на международный уровень, покорив публику мастерством отечественных артистов и пригласив звезд из стран АТР. 

Автор: Вадим КОЧУГОВ