Владивосток: угрозы реальные и мнимые

Зачем управление ГО и ЧС города еженедельно проводит до 20 тренировок и проверок

2 дек. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3848 (182) от 2 дек. 2015

С недавних пор в приморской столице время от времени слышны звуки мощных сирен. Пожилые люди хоть и знают, что войны давно нет, все равно пугаются. Зато молодежь на эти сигналы практически не обращает внимания. Ну а среднее поколение относится к тому, что следует за воем сирен, максимально серьезно: мы же понимаем, что в современном мире нужно быть готовым к любым катаклизмам.

«В современном мире нужно быть готовым к любым катаклизмам»

«К счастью, Владивосток находится в стороне от тектонических разломов и ему не грозит разрушительное землетрясение»

Рассказать, с чем связаны эти сигналы тревоги, и развеять опасения горожан корреспондент «В» попросил заместителя начальника управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГО и ЧС) при администрации Владивостока капитана 2-го ранга запаса Александра Карпенко.

Оповестить каждого

– Если зазвучали сирены, значит, проводится проверка системы оповещения населения, – объясняет Александр Викторович. – Через средства массовой информации: радио, телевидение, Интернет – жителей города заранее предупреждают о проводимых мероприятиях. Как правило, сирены включаются в рамках учений. И людей предусмотрительно извещают: не беспокойтесь, это тренировка. Просто так сирена не зазвучит.

Конечно, когда в прошлом году системы оповещения зазвучали в разное время в разных районах краевого центра, было множество звонков от горожан: что случилось, что происходит? Значит, они пропустили извещение. Им объясняли все по телефону, чтобы не волновались. Сейчас таких вопросов практически нет. В ноябре сирены также «подавали голос».

Это делается в соответствии с федеральной программой, выделяются необходимые средства на реконструкцию системы оповещения населения. Устанавливается дополнительное оборудование, чтобы расширить зону охвата экстренным оповещением. Сейчас город осуществляет приемку обновленной системы, проверку проходит и сама техника, и технология разных видов оповещения о приближающейся опасности.

– А что конкретно представляет собой система оповещения?

– Естественно, это не прежние ревуны или метрономы. Задействован целый комплекс. Внимание людей на большом расстоянии привлекает звук сирены. Затем следуют речевые сообщения о том, что произошло и что конкретно нужно делать в той или иной ситуации. Громкоговорители устанавливают в местах массового скопления людей, чаще всего на остановках общественного транспорта, на площадях и набережных, в спальных микрорайонах. Сейчас горожанам в случае ухудшения погодных условий или других ЧС приходят СМС-сообщения. Также практикуется использование стационарных и передвижных громкоговорителей. В случае необходимости оповещение дойдет до каждого человека.

Предотвратить и ликвидировать

– Куда обращаться людям в случае реальной опасности?

– Во Владивостоке создано муниципальное казенное учреждение «Единая дежурная диспетчерская служба» (ЕДДС), ее телефон – 22-22-333. ЕДДС работает в круглосуточном режиме, в том числе принимает звонки от граждан, причем не только в критических ситуациях. Горожане могут элементарно предупредить о возникновении гололеда на каком-то участке дороги или рассказать о протекающей трубе. Кроме того, можно обращаться в городское управление ГО и ЧС по телефону 240-28-22.

Эти службы созданы по распоряжению главы Владивостока Игоря Пушкарева для оперативного реагирования на обращения населения, в том числе и по линии гражданской обороны. Также в их функции входит организация мероприятий по устранению в экстренном порядке ситуаций, угрожающих жизнеобеспечению города (аварии, нарушения и т. д.), и их последствий.

Мы руководствуемся действиями законов 68-ФЗ «О защите населения и территорий РФ от чрезвычайных ситуаций природно-техногенного характера» и 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Согласно им именно на главу муниципального образования возлагается ответственность по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

– В каждом муниципалитете страны есть управление по делам ГО и ЧС. Но при этом существует и федеральное министерство по чрезвычайным ситуациям с управлениями в региональных центрах и подразделениями в городах. Не пересекаются ли их полномочия?

– Если возникла чрезвычайная ситуация или имеется к ней предпосылка, то первым в работу вступает городское звено РСЧС (единая российская система по предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций). Если сил и средств недостает, то оперативно наращивается группировка МЧС за счет служб на местах – в регионах и федеральных округах. Наши структуры взаимодополняющие. Понятно, что у министерства больше возможностей. Вспомните, как 15 лет назад в Артеме, Новошахтинском, Зарубино системы отопления выходили из строя, лопались от холода радиаторы в домах. Только МЧС смогло за двое суток перебросить из центра России новое оборудование из госрезерва и дополнительные ремонтные бригады. Это спасло от замерзания тысячи людей.

Отмечу также, что в каждом районе города действуют собственные управления ГО и ЧС и районные эвакуационные комиссии, а в администрации края – еще и департамент гражданской защиты. И на всех уровнях – от предприятий и учреждений, от деревень и поселков до Национального центра управления в кризисных ситуациях – проводятся всевозможные учения, тренировки и занятия.

– А как понять, что на местах уже пора вмешиваться спасателям федерального уровня?

– Вот пример. Как вы помните, с июля по сентябрь 2013 года все низменности в долинах рек Зея, Амур, Уссури оказались в зоне наводнения. Когда подъем уровня рек только начался, этой проблемой озадачились власти городов и районов, впоследствии подключились региональные власти, потому что нужно было возводить дамбы и эвакуировать людей в отдаленные и безопасные места, содержать эвакопункты. Из-за нараставшего подтопления и нарушения инфраструктуры огромных территорий стало не хватать техники, подготовленных специалистов, продуктов, финансов для оплаты неотложной работы. Поэтому еще через неделю к работам подключилась вся государственная система, в результате удалось избежать жертв среди населения и допустить минимум разрушений.

Природные и техногенные факторы: что опаснее

– Какие именно чрезвычайные ситуации могут угрожать Владивостоку?

– Многолетняя практика показывает, что наш город не подвержен наводнению. Однако существуют участки подтоплений. Это низменные территории. Все дело в том, что при ливнях во время тайфунов и циклонов потоки воды со склонов сопок тащат вниз камни, ветки, землю, которые забивают ливневую канализацию. В самом городе с этим научились успешно бороться коммунальные службы. В загородной зоне поднимается уровень рек при аварийных сбросах воды из Седанкинского и

Богатинского водохранилищ. Старожилы помнят, как однажды мощным потоком снесло железнодорожный мост возле станции Седанка. После такого печального опыта накануне проливных дождей там сбрасывают излишки воды заблаговременно. Поэтому в пригороде в последние годы нет тотальных подтоплений. Сейчас выстроена налаженная система предупреждения и оповещения о ливнях и предполагаемых сбросах, а оперативные группы управления ГО и ЧС города и районных административно-территориальных управлений держат ситуацию под контролем.

Чтобы предотвратить подобные паводки, нужно полностью расчистить и углубить русла рек, но это прерогатива федеральной власти и федерального же бюджета. Пока что по этой программе расчищено русло и укреплен берег только на пограничной реке Туманной. Администрация же Владивостока вынуждена самостоятельно расчищать водостоки и устья рек в городской черте, хотя в ее зоне ответственности находится только ливневая канализация.

Массовые природные пожары нам также не грозят, поскольку на полуострове Муравьева-Амурского не сплошная тайга, а лесопарковые зоны. В основном причиной палов является человеческий фактор, поэтому проводится разъяснительная работа среди населения, а в пожароопасный период совместно с федеральными органами – МЧС, полицией – организуются рейды.

К счастью, Владивосток находится в стороне от тектонических разломов и городу не грозит разрушительное землетрясение магнитудой более 6 баллов, как это случилось, например, в сахалинском Нефтегорске. Не угрожает краевому центру и цунами. Только на северо-восточном побережье Приморья фиксировались волны выше трех метров со стороны Тихого океана.

Другое дело – снегопады, когда за 12 и менее часов у нас выпадает месячная норма осадков. С нашим рельефом местности и влажными ветрами снег на дорогах очень быстро превращается в ледовую корку. Каждую магистраль в приморской столице может заблокировать любое серьезное ДТП. Предотвращение таких ЧС зависит от качественной работы специалистов управления дорог и благоустройства администрации города, от МУП «Дороги Владивостока» и управляющих компаний.

А вот от чего Владивосток как развитый промышленно-транспортный город не застрахован, так это от техногенных происшествий. Недавняя трагедия в китайском Тяньцзине со взрывами на химкомбинате показывает, что подобная катастрофа может коснуться любого мегаполиса. Во Владивостоке много производств, где используется аммиак в холодильных установках. Вспомним, что пару лет назад в Уссурийске произошел выброс этого опасного газа. Поэтому предприятия с холодильниками приходится держать под усиленным контролем. У нашего управления нет функции надзора за опасными производствами, но в ходе учений и тренировок мы осуществляем контроль за оснащением работников таких предприятий средствами защиты, за реагированием сотрудников на нештатную ситуацию.

Тяжело в учении…

– Александр Викторович, видимо, венцом таких тренировок становятся масштабные учения?

– Каждую неделю на производственных объектах, в учреждениях образования, здравоохранения и других проводится по 8 – 12 всевозможных тренировок, бывает, и до 20 доходит. При этом места проведения штабных тренировок выбираются разные – таким образом мы постепенно охватываем мероприятиями по обучению жителей и коллективов предприятий всю территорию Владивостока.

Например, в октябре в рамках всероссийской тренировки по гражданской обороне были проведены практические мероприятия по всему городу. Для их участников не было никаких скидок, все делалось так, как если бы ЧС возникла в реальности.

Тренировка проводилась последовательно в три этапа. На первом этапе были организованы оповещение, сбор руководящего состава, а также информирование населения. На втором – организация первоочередных мероприятий по гражданской обороне при возможном переводе территории на работу в условиях военного времени и возникновения чрезвычайных ситуаций. На последнем этапе состоялось развертывание подвижных пунктов управления, проверка готовности сил гражданской обороны при ликвидации ЧС и пожаров.

К примеру, на предприятии «Ратимир» по сценарию учений произошел выброс аммиака: прозвучала тревога, провели эвакуацию персонала, дезактивацию помещений, «раненым» оказали первую помощь и вывезли их транспортом «скорой», перекрыли поступление газа. Именно там отрабатывался вариант с наращиванием группировки и привлечением дополнительных сил – специалистов санэпиднадзора, Ростехнадзора, пожарных, медиков, спасателей.

В ходе масштабной тренировки во Владивостоке развернули несколько сборно-эвакуационных пунктов. Также привлекали и учили граждан, проверяли снаряжение, транспорт, связь. То есть, случись беда – население известят, соберут и зарегистрируют на эвакопунктах, а потом всех вывезут в безопасные районы в глубине края.

Под председательством первого заместителя главы администрации Владивостока – председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Константина Лободы и заместителя главы администрации города – председателя эвакуационной комиссии Натальи Мальцевой прошли заседания, в которых приняли участие специалисты администрации, сотрудники подразделений городского УВД и управления ГО и ЧС. На них рассматривались все составляющие учений: совершенствование практических навыков руководителей гражданской обороны, проверка готовности различных ведомств и служб к ликвидации возможных крупномасштабных ЧС. Можно смело заявить, что Владивосток готов к природным и техногенным катастрофам, а также к ликвидации их последствий. Но будем надеяться, что таковых не произойдет.

Обучение (отмечу, бесплатное) руководителей и персонала всех эвакопунктов, опасных производств, различных учреждений ведется непрерывно на городских курсах гражданской обороны. Так же, как в школах, постоянно проводятся занятия по ОБЖ. Это основа: если человек обучен, ему проще действовать в стрессовой ситуации.

Справка «В»

Во Владивостоке имеется 215 пунктов временного размещения пострадавшего населения (ПВР). В случае необходимости их развернут на базе школ, санаториев, гостиниц.

К примеру, во время недавнего пожара сильно пострадал жилой дом на Волховской. Специалистами управления ГО И ЧС был незамедлительно развернут ближайший ПВР, и пострадавшие жильцы были размещены в теплом помещении. Еще один пример – трагедия мая 1992 года, когда в результате взрывов на арсенале ТОФ на Второй Речке в воздух взлетело множество мин, ракет, снарядов и гранат. Тогда из домов на улице Русской и соседних улицах вывели и доставили за город на электричках и автобусах несколько десятков тысяч человек.

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Гражданская оборона является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет правительство РФ. Руководство гражданской обороной в федеральных округах обеспечивают руководители исполнительной власти.

Кстати

Бомбоубежища и другие сооружения для защиты населения, которые строились во Владивостоке на протяжении предыдущих десятилетий, сегодня находятся в рабочем состоянии. Они способны на особый период принять для укрытия наибольшую работающую смену горожан (всего таких смен три), утверждает заместитель начальника управления по делам ГО и ЧС при администрации города полковник внутренней службы запаса Сергей Гонин.

В ходе эвакуации населения в случае ракетно-бомбовой атаки часть жителей Владивостока все же должна остаться в городе. В основном это работники оборонных предприятий и служб жизнеобеспечения. Одна, и наиболее массовая, смена этих работников сможет переждать опасный период в бомбоубежищах. Они имеются на всех крупных заводах и в учреждениях.

Кроме того, есть подвалы жилых домов и промышленных зданий, где в случае необходимости люди могут переждать катаклизм. Имеются еще и фортификационные сооружения, которые также способны укрыть население. Такую функцию могут выполнить сооружения Владивостокской крепости или железнодорожный тоннель имени Сталина.

        

Автор: Николай КУТЕНКИХ