Как спасти хрящ в колене

Тот случай, когда попасть в отделение травматологии лучше раньше, чем позже

25 нояб. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3844 (178) от 25 нояб. 2015

Доктор медицинских наук Антон Череповский – уникальный специалист, который знает про хрящ коленного сустава абсолютно все. И кандидатская, и докторская его диссертации были посвящены именно этому хрящу, который, износившись, испортил жизнь многим людям, превратил их в инвалидов. Недаром разрушение суставов называют болезнью века. 

Считается, если хрящ начал разрушаться, пиши пропало! Между тем в «тысячекоечной» больнице Владивостока выполняются артроскопические операции, которые способны на долгие годы затормозить патологические процессы в хряще. В этих операциях все хорошо, за исключением одного: о них практически никто не знает.

Тайное становится явным

– Антон Владиславович, тема разрушения хряща близка мне лично. Мама болела много лет, выпила тонны таблеток, исколола литры препаратов. Результат – ноль. Все закончилось заменой суставов. Но и после этого ходить сложно. Почему ей никто не сказал, что можно было сделать артроскопическую операцию, которая бы на годы отодвинула инвалидность?

– Это сложный вопрос. Коленный сустав разрушается медленно, десятилетиями. Если стадия разрушения ранняя, можно лечить пациента с помощью лекарств, которые снимают воспаление, останавливают деградацию хряща. Очень важно подбирать двигательный режим, снизить вес. Но, если все это не помогает, процесс разрушения хряща продвигается дальше, серьезно ограничивая человека в его повседневной деятельности. Обычно в этом случае предлагают замену сустава – эндопротезирование, которое делает человека инвалидом. Однако есть различные виды артроскопических операций, выполняемых с помощью эндоскопа, которые способны замедлить разрушение хряща, на десятилетия оттянуть эндопротезирование. Фактически вернуть человека к нормальному образу жизни.

– Как проходят подобные операции?

– Через маленький прокол в больной сустав вводится оптика с большим увеличением. Если проблема налицо, делается другой маленький разрез, через который специальными инструментами производятся манипуляции на хряще, связках и прочем, по необходимости. Во время операции проливается много жидкости через сустав, вымываются воспалительные агенты, разрушенные частицы хряща, производится санация, то есть оздоровление внутренней среды сустава. Это нужно, чтобы приостановить воспалительный процесс. Операции малотравматичны, поскольку нет больших разрезов, и поэтому легко переносятся. Реабилитация легкая, пациент может быстро вернуться к труду.

– Почему же у нас о таких операциях известно мало?

– Все имеет свои показания. Зачастую пациент обращается к врачу, когда уже поздно. Эндоскопические операции показаны во второй стадии болезни, когда не существует глубокого разрушения хряща.

Впрочем, когда хрящ сильно поврежден, искривилось колено и ось нагрузки перенеслась на пораженную зону, разработана еще одна операция – высокая остеотомия большеберцовой кости. Смысл этих сложных слов прост: кость перерубается пополам, а затем выравнивается и срастается уже в правильном положении. Подобная операция может отсрочить эндопротезирование коленного сустава на 10–15 лет, все зависит от двигательной активности пациента.

У нас есть успешный опыт проведения таких операций. В большинстве случаев пациенты не просто довольны, а очень довольны. Особенно пожилые люди, которые получают возможность вернуться к привычной деятельности, например работе на даче.

– Когда у человека начинает болеть колено, он идет к ревматологам. Ему назначают препараты, которые сначала помогают, затем человек вновь начинает мучиться от боли. Так вот, на какой стадии от ревматолога нужно бежать к хирургам?

– Наверное, в том случае, если предложенное ревматологом лечение не помогает. Другое дело, что врач на определенной стадии лечения сам должен направить такого больного к нам. Ревматологи борются с воспалением, которое сопровождает разрушение хряща и вызывает сильные боли. Потому что воспаление, развиваясь, способствует дальнейшему разрушению хряща. Круг замыкается. Вот когда воспаление уже невозможно снять с помощью терапии, нужно хирургическое вмешательство.

Волшебной таблетки нет!

– А можно ли хрящ восстановить?

– К сожалению, нет. С точки зрения биологии процесс разрушения коленного хряща однонаправленный. Но артроскопическими операциями мы сможем замедлить его разрушение на энное количество лет – на сколько, зависит от образа жизни пациента. И от исходного состояния хряща: насколько сильно он был поврежден, когда мы начали лечение. Помочь профессиональному спортсмену, например, будет очень сложно. Если же это обычный человек, очень многое зависит от веса, который необходимо нормализовать. Потому что чрезмерная нагрузка на суставы нижних конечностей сильно способствует дальнейшему разрушению хряща.

Да, снижать вес сложно. И даже если на карту весов ставится возможность ходить, люди не хотят прилагать усилия. Они до последнего надеются, что существует волшебная таблетка, которая позволит выздороветь.

– А можно что-нибудь съесть, чтобы укрепить хрящи? К примеру, коллаген или что-то подобное?

– Съесть можно что угодно, но толку не будет. Что такое коллаген? Это белок, который, попав в желудок, разлагается на фракции, аминокислоты. Как, впрочем, любой другой продукт. Поджелудочной железе все равно, коллаген это или мясо. Так что надежды что-либо съесть и укрепить хрящ бесполезны, увы. Обменные процессы в хряще тонкие. Это вам не мясорубка, куда с одной стороны закинул мясо, а с другой получил фарш.

– Тогда как специалист по хрящу вы наверняка знаете, чем можно его сохранить?

– Конечно, знаю. Только этого никто не делает! Для этого в первую очередь нужно держать нормальный вес. Второй момент: нужно все время сохранять двигательную активность в нетравмирующих пределах. Нельзя допускать периодов, когда вы активны, а потом на вас навалилась сезонная депрессия, вы легли на диван и начали есть чипсы с пивом. Через какое-то время депрессия улетучилась, вы опять пошли в спортзал и дали организму серьезную нагрузку. Это крайне опасно для хряща и может запустить процессы его разрушения. Особенно это касается женщин, которые приходят в тренажерный зал с началом осени или ближе к лету. А через пару месяцев их оттуда ветром сдувает…

И все-таки двигательная активность – это очень важный аспект для профилактики поражения хряща. Не сидите на диване, двигайтесь! Однако без фанатизма. Потому что микротравмы тоже могут стать провоцирующими факторами.

Хотя в целом хрящ очень устойчив. Толщина сустава местами достигает семи миллиметров, это самый толстый хрящ в человеческом организме. У него очень высокие возможности амортизации нагрузок. Именно поэтому люди долгое время не обращают внимания на то, что у них болят крупные суставы. Идут к доктору только тогда, когда ситуация начинает мешать им жить. К сожалению, зачастую выясняется, что все уже зашло слишком далеко.

Полисом ОМС не предусмотрено

– Сколько стоят операции на хряще?

– Артроскопия не покрывается программой обязательного медицинского страхования. Цены разные, в зависимости от сложности. До 50 тысяч стоит обзорная артроскопия, менискотомия. Пластика связок дороже, потому что там дороже «расходники». Для сравнения: заменить сустав, если не по квоте, в медицинских центрах стоит около 350 тысяч. Это очень дорого.

И надо понимать, что замена суставов неизбежно делает человека инвалидом. После эндопротезирования сложно быстро ходить, чаще всего передвигаются с палочкой. Эндопротезирование делается от безысходности. К тому же есть осложнения, их много, потому что это сложный протез и ставится он при очень сложной патологии.

Еще раз подчеркну: артроскопические операции делаются в промежутке, когда уже перестали помогать лекарства, но еще не надо ровнять ногу. Первая стадия разрушения сустава может длиться десятилетия. Но потом процесс приобретает лавинообразный характер. Так что важно не упустить момент. Есть от силы пять лет, когда можно попробовать сделать артроскопию. Это как раз тот случай, когда попасть в отделение травматологии лучше раньше, чем позже.

Автор: Лада ГЛЫБИНА