Великолепная восьмерка

Современная труппа театра ТОФ отметила фарфоровый юбилей

11 нояб. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3836 (170) от 11 нояб. 2015
b8f3909ae68436aca868b0d194ee5ee5.jpg

Двадцать лет – дата солидная. И для человеческой жизни, и для семейной. А уж для совместной творческой деятельности это целая эпоха…

На днях в театре ТОФ чествовали «великолепную восьмерку» – режиссера Станислава Мальцева, актеров Сергея Гончарова, Сергея Кашуцкого, Татьяну Зарюту, Романа Колотухина, Александру Пряху, Елену Ромашкину и Юлиану Белаш. Вот уже 20 лет они составляют костяк труппы и творческую основу театра. Два десятка лет вместе – это серьезно. Как фарфоровая свадьба.

Погиб на культурном фронте

Как известно, жизнь театра ТОФ не изобилует моментами безмятежного спокойствия. Сегодня, как рассказал на юбилейном вечере Станислав Мальцев, даже трудно определить, в каком, собственно, году театр был создан – в 1932-м или 1938-м. Потому что в 37-м едва ли не вся труппа была уволена, а в 38-м набраны новые артисты…

В послевоенное время театр ТОФ был одним из лучших во Владивостоке. В нем работали актеры от бога – фронтовики, прошедшие тяжкие годы и вернувшиеся на сцену, одних только заслуженных артистов республики было не менее десяти. А какой грандиозный репертуар был – от Шекспира до советских пьес…

Но в середине 1950-х коллектив ждала новая напасть. Московское военное начальство – «культурники в погонах» – решило, что во Владивостоке флотскому театру не место. А место ему под

Совгаванью, в маленьком поселке Заветы Ильича. Там базировалась Сахалинская флотилия, там актеры должны были поднимать культурный уровень матросов и офицеров. И играть спектакли в поселковом клубе на сцене размером с почтовую марку.

– Надо отдать должное артистам, – заметил Станислав Мальцев. – В Заветы Ильича уехали и заслуженные, и просто актеры. И все честно старались выполнять свою миссию – нести людям искусство…

Конечно, со временем театр просто погиб. Часть артистов уехала, не выдержав тягот, кто-то в силу возраста ушел из жизни, а молодые актеры ехать в «поселковый театр», естественно, не хотели.

С чистого листа

Весной 1995 года во Владивосток из Совгавани прибыло шесть контейнеров с имуществом театра ТОФ, их сопровождали два человека – начальник театра Владимир Мартьянов и главный режиссер Валентин Свиридов. Все надо было начинать сначала.

Тогда и решено было пригласить в театр выпускной курс института искусств. Той же осенью вместе с режиссером-педагогом Станиславом Мальцевым в театр ТОФ пришли 24 студента мастерской Александра Запорожца. И принесли с собой дух студийности.

Через 20 лет их осталось восемь. Всякое повидал за это время коллектив: многочисленные гастроли по гарнизонам на Камчатке и Сахалине, куда труппу доставляли на военных кораблях; постановки спектаклей на основе старых декораций и костюмов; бесконечное выяснение, где же именно будет располагаться основная сцена, и т. д. и т. п.

– Вместе с нами 20 лет театру посвятили композитор Владимир Синенко, художник Лада Смирнова, а также сотрудники нашей бухгалтерии, – рассказал Станислав Мальцев. – В семье двадцать лет с одним человеком прожить в ладу и гармонии не так просто, а уж в творческом коллективе… И более всего я горд тем, что за эти годы нам удалось сохранить в театре, в труппе дружбу, умение говорить на одном языке и понимать друг друга. Мы не просто сохранили театр, традиции, репертуар – мы сохранили себя, друг друга и дружескую творческую атмосферу за кулисами. Нам по-прежнему приятно встречаться друг с другом каждый день и выходить на сцену. Особо отмечу тот факт, что в последние шесть лет, когда наш театр снова существовал в ситуации «не жить, но выживать», никто не ушел, не оставил коллектив. Мы выстояли. И продолжали творить. Это дорогого стоит.

Да, в последние годы из-за все тех же московских «культурников в погонах» театр ТОФ находился на волоске от полного уничтожения. Но испытания сделали коллектив сплоченнее, сильнее. Дружную семью бури не разрушат, а о том, что театр стал семьей, говорили в этот вечер практически все из «великолепной восьмерки». Эти актеры заняты едва ли не во всех спектаклях репертуара, они составляют костяк, золотой фонд труппы.

Сергей Кашуцкий, Александра Пряха и другие подчеркивали: далеко не каждый театральный коллектив может похвастать тем, что живет без закулисных интриг, без косых взглядов в гримерках и скандалов на почве «кто тут лучший». А театр ТОФ может! И именно этим здесь дорожат.

Фирменные капустники

Поздравить коллектив с 20-летием их совместной творческой деятельности пришли коллеги из Приморского отделения Союза театральных деятелей (СДТ), театра кукол и театра молодежи, уссурийского театра драмы имени Комиссаржевской, театра Восточного военного округа. На сцене недавно отремонтированного Петровского зала Дома офицеров флота (именно он был и остается основными подмостками театра ТОФ) звучали слова поздравлений, хозяева развлекали гостей концертными номерами.

Владимир Сергияков, председатель краевого отделения СТД, вручил юбилярам особые знаки – «20 лет с театром ТОФ».

– Я считаю, что самое главное достижение, которым могут гордиться и Станислав Мальцев, и все актеры, 20 лет назад пришедшие в труппу, – сказал Владимир Николаевич, – это то, что они смогли сохранить студийность, с которой театр начинался, став при этом высокопрофессиональным, высокохудожественным коллективом. Это очень важно, что здесь до сих пор царит атмосфера взаимопонимания и творчества!

Театр ТОФ и во времена тяжелейшей финансовой ситуации радовал зрителей такими премьерами, как «Небылица», «К звездам!», он придумал «Ночь в театре» (и собирается провести ее уже в третий раз), готовит к постановке «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца, собирается на фестиваль военных театров «Звездная маска». Актеры здесь всегда открыты новым проектам!

А чтобы доказать, что 20 лет – это дата, но не возраст, под занавес юбилейного вечера вся труппа театра, пополнившаяся, кстати сказать, двумя выпускниками академии искусств, показала собравшимся капустник. Именно такой, к какому привыкли зрители (на любом театральном празднике Владивостока самые смешные «капустниковые» номера всегда у театра ТОФ), – уморительный, задорный, острый.

Завершился праздник конкурсом театральных баек. Жюри во главе с главным собирателем баек – главрежем театра кукол Виктором Бусаренко отдало победу Сергею Кашуцкому.

Байка от Сергея Кашуцкого

Застрелиться из палки

Спектакль «Крейсера» мы возили всюду. Я там играл Щепотьева – офицера, который в середине спектакля должен застрелиться. Сцена такая: Щепотьев выходит за кулисы, звучит выстрел, на сцене уже другой артист объявляет: «Господа, Щепотьев застрелился». Изображать выстрел я должен был сам. Обычно это делал, ударяя палкой по пистону или по железному листу…

И вот гастроли в тех самых Заветах Ильича. Малюсенькая сцена, никакого реквизита, даже пистонов нет, даже железного листа! И как изобразить выстрел? Режиссер говорит: «Вот, Сережа, возьми палку и изо всех сил бахни ею о стол. Авось получится…».

Идет спектакль. Полный зал офицеров, которые звук выстрела ни с чем не спутают. Подходит время, я выхожу в кулису, беру палку и со всей дури ударяю о стол. Раздается звук удара палки о стол. Именно так. В это время на сцене объявляют: «Щепотьев застрелился!» Зал взрывается диким хохотом… А ко мне подходит режиссер, обнимает за плечи и дружеским таким тоном говорит: «Ну, не получилось…».

 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ