Если вместо горячей воды течет холодная…

Когда можно требовать перерасчет за некачественные коммунальные услуги?

11 нояб. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3836 (170) от 11 нояб. 2015

Каждые две недели в актовом зале администрации Владивостока проходят занятия муниципальной школы «Управдом». На этот раз организаторы школы задались целью познакомить горожан с основными принципами перерасчета платы за коммунальные услуги.

Спикером выступил руководитель некоммерческой организации «Домовой контроль» Роман Ершов.

– Каждый из нас ежедневно получает коммунальные услуги, за которые платит порой немалые суммы. Но не всегда мы получаем эти услуги в полном объеме и надлежащего качества, – отметил Роман Александрович. – Если есть нарушения в оказании услуг, мы имеем полное право требовать перерасчет платы. Порядок перерасчета полностью регламентируется «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах», утвержденными постановлением правительства № 354 от 06.05.2011 года.

Причин для перерасчета платы за коммунальные услуги может быть несколько. Например, перерасчету подлежат услуги, не оказанные из-за аварии, ремонта, профработ, либо некачественные услуги (ржавая вода из крана, низкое давление воды, температура в помещении ниже нормы и т.д.).

– Следует обратить внимание на раздел 10 «Правил…», где пошагово расписан порядок установления факта предоставления услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленные нормы, – рекомендует Роман Ершов. – При обнаружении нарушений в предоставлении коммунальных услуг данный факт фиксируется в специальном бумажном или электронном журнале, составляется акт в присутствии исполнителя, представителей от собственников и других заинтересованных лиц. В акте подробно описывается факт непредоставления услуги, указываются причины нарушений, период отсутствия услуги, дата и время. Это важно: документальная фиксация непредоставления услуги или предоставление ее ненадлежащего качества является основанием для перерасчета платы.

Напомним, что муниципальная школа жилищного просвещения «Управдом» была создана во Владивостоке по поручению главы города Игоря Пушкарева в 2012 году. Цель проекта – ликвидировать жилищно-коммунальную безграмотность среди горожан, а также подготовить управляющих, способных от имени жильцов выступать профессиональными и грамотными заказчиками услуг. Проходят занятия каждую вторую среду в актовом зале городской администрации. Точную дату можно узнать на сайте администрации города (vlc.ru) либо в СМИ.

Вопрос – ответ

– Допустим, жилец представляет документы, подтверждающие факт его временного отсутствия, и ему делают перерасчет по оплате коммунальных услуг. Вопрос: что происходит с оплатой ОДН у остальных жильцов? Кто-то платит в соответствии с показателями своих счетчиков, кто-то – по нормативам… Их этот перерасчет коснется?

– Если потребитель обращается в ресурсоснабжающую организацию с заявлением о перерасчете, то услуги – и личное потребление, и ОДН – перерассчитывают только ему. Другим жильцам перерасчет не производят.

– Недавно у нас из кранов горячей воды в течение двух суток шла холодная вода. Правда, каждые сутки на непродолжительное время давали горячую. Есть ли какой-то лимит времени отсутствия услуги для того, чтобы сделать перерасчет?

– Единовременное отсутствие услуги возможно до 4 часов. Суммарно оно не должно превышать 8 часов в сутки. Если вода была не той температуры, услуга считается некачественной. В этом случае вы имеете право требовать уменьшение платы за горячую воду по тарифу за холодную воду. Но для этого необходимо соблюсти целый алгоритм действий, причем пошагово: пригласить представителей компании, составить акты. Можно составить акты в присутствии сотрудников УК и передать их в письменном виде (с входящими регистрационным номером) ресурсникам. Тогда они точно не смогут не ответить.

– Согласно ст. 38 Жилищного кодекса наличие общедолевого имущества вытекает из факта приватизации квартиры с регистрацией в Росреестре. А документ о собственности должен быть выдан владельцу. Для того чтобы содержать общедолевое имущество, нам необходимо иметь этот документ, которого у нас, конечно же, нет. Получается, мы должны содержать то, что нам не принадлежит? И еще: хабаровский краевой суд в мае 2013 года по заявлению прокуратуры признал незаконным установку общедомовых счетчиков. Почему в нашем крае они в законе?

– Общедолевая собственность свидетельствами не оформляется. Вряд ли в стране найдутся люди, у которых подобные свидетельства есть: на часть коридора, фасада и т.д. И тот факт, что в частных случаях в судебном порядке отменялись общедомовые приборы учета (ОДПУ), федерального законодательства не меняет.

Есть решение Высшего арбитражного суда от 23 июля 2009 года, где четко разъяснено: право общедолевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в МКД в силу закона – независимо от его регистрации в Едином госреестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Были случаи, когда стоимость установки ОДПУ пытались возложить на управляющие организации, и подобные решения отменял суд. Но федеральное законодательство диктует обязательность установки приборов учета. А сейчас вводятся повышенные нормативы для жильцов тех домов, в которых не установлены ОДПУ, за исключением домов, в которых это технически невозможно.

– У нас счетчик все еще не установлен…

– Вам нужно установить ОДПУ с помощью сетевой организации. Она устанавливает его за свои деньги, а потом собирает их с собственников, но с пятилетней рассрочкой.

В том случае, если ваш дом находится в плачевном техническом состоянии и поэтому там невозможно установить ОДПУ, ваша управляющая компания обязана составить акт об этом. Тогда повышающий коэффициент к вам применяться не будет.

– Вы сказали: в случае неоказания услуги нужно обязательно составить акт. Вопрос: в доме 200 квартир, услуга не предоставляется (допустим, отключение воды), обязательно ли составлять все 200 актов? Может, достаточно того, что председатель совета дома составит один акт о непредоставлении услуги? Кто и как контролирует исполнение перерасчета?

– Если у вас есть совет МКД, то пусть он и составляет акт. Но заявление для перерасчета должен подать каждый собственник. Контролируют ресурсоснабжающую организацию, в том числе и в вопросах перерасчетов, ГЖИ и прокуратура, но опять-таки на основании обращения собственников.

Автор: Лика ТКАЧЕНКО