Вандализм надо не обсуждать, а осуждать

Горожане убеждены: памятник Солженицину во Владивостоке должен быть.

23 сент. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3809 (143) от 23 сент. 2015

Александр Бондаренко, заместитель председателя правления Приморского отделения Союза писателей России, генерал-майор налоговой полиции в отставке:

– Несомненно, что установку памятника Солженицыну во Владивостоке нельзя не поддержать. Это символический акт, знаменующий собой многое: дань уважения истории, культуре и, в конце концов, личности крупнейшего русского писателя второй половины ХХ века.

И в то же время нельзя не осуждать действия малоизвестного молодого человека, повесившего на памятник оскорбительную табличку. Это вандализм. И я сейчас даю этому оценку не только как писатель, но и как бывший работник правоохранительных органов. К сожалению, в последнее время по всему миру идет какая-то волна подобных деяний. Вы посмотрите, что делается в Польше, к примеру. Санкционированный властями демонтаж памятника герою Великой Отечественной войны Ивану Черняховскому, человеку, который погиб, освобождая их страну от фашизма, – образец такого же вандализма. Только на высоком, правительственном, уровне. Во Владивостоке же все произошло на уровне низком, хулиганском. Впрочем, и это не радует…

Александр Котляров, советник Российской академии строительных и архитектурных наук, член Экспертного совета Министерства культуры РФ:

– Много говорить не хочется, да и не стоит. Памятник этот замечателен со всех точек зрения, размещен крайне удачно. А вандализм... Помните недавние события в московском Манеже? Искусство – вещь, рассчитанная на индивидуальное восприятие. И не так уж важно, нравится кому-то отдельный предмет культуры или нет. Важно, что он уже существует и разрушать, портить его нельзя. С другой стороны, вот как вы лично оцениваете вывешивание подобной таблички на памятник писателю? Осуждаете? И правильно. Такой и должна быть реакция любого порядочного человека.

Дмитрий Батищев, генеральный директор ООО «АРХИБАТ»:

– Это настоящий позор! Какой-то неприятный пиар отдельных личностей, но не более. Отмечу, что значение и самого Солженицына, и памятника ему огромно. Мне чрезвычайно импонирует также и сама идея монумента – такой своеобразный момент вступления человека на родную землю, светлый миг возвращения. Кажется, что герой скульптурного портрета в какое-то мгновение парит в воздухе, но в то же самое время он уже здесь, ступил на родину, вернулся… И сам по себе памятник, безусловно, композиционно более чем интересен. Я не соглашусь, что Корабельная набережная Владивостока переполнена скульптурами, памятник здесь очень к месту. Кроме того, стоит отметить, что это вполне распространенная культурная практика – украшать набережные крупных городов малыми скульптурными формами. От этого мегаполисы только выигрывают. Мне лично неоднократно приходилось наблюдать подобные проявления визуального искусства во многих больших портовых городах Восточной Азии, например в Шанхае.

Павел Мамонов, руководитель ООО «Архитектурная мастерская Мамонова»:

– Определение места памятника в системе города – дело специальных органов. И в данном случае у меня нет и тени сомнения, что место для памятника Александру Исаевичу Солженицыну подбирали настоящие профессионалы. Дело в том, что городской ландшафт формируется как раз не застройкой, а тем, что группируется вокруг, а это памятники, иные предметы городской культуры, объекты благоустройства. Конечно, любой памятник – прежде всего своего рода постамент, и чтобы возвести его на улице... Скажем так, его пропорции в классическом понимании выстраданы архитектурной наукой. Поэтому любой монумент – сооружение в принципе не очень демократичное. Но бывают и исключения. Как, например, в нашем случае – здесь памятник максимально приближен к нам, людям. И стоит он в очень правильном месте! И это прекрасно по отношению к нашему современнику, тем более что это такой великий человек.

Олег Молодцов, генеральный директор архитектурного бюро «Проект.2.0»:

– Хочу отметить, что я сам, как профессионал, имею непосредственное отношение к установке во Владивостоке памятников Юлу Бриннеру и Элеоноры Прей. И поэтому в целом отношение к городской скульптуре у меня более чем трепетное.

Но не только поэтому мое отношение как человека и как профессионала к актам вандализма резко негативное, как и к любым вторжениям в целостность памятников, начиная с демонтажа и переноса. И не говоря уж о пошлых вандалистских выходках. Неуместной считаю и дискуссию о правильном месторасположении памятника. Если монумент располагается на Корабельной набережной, то, стало быть, у создателей памятника и городских властей были веские основания его там разместить. В конце концов, на то они и профессионалы. И сам памятник в любом случае – продукт коллективного творчества, коллективного труда. И неуважение к нему – проявление неуважения к обществу. Поэтому такие действия, как вывешивание оскорбительной таблички на шею великого Солженицына, даже и обсуждать неприлично, по-моему, можно только осуждать. 

Автор: Андрей ВОРОНОЙ