В Приморье качество дорог улучшают сокращением дорожников

Уже в октябре краевую компанию АО «Примавтодор» ждет серьезная реорганизация. Из 26 филиалов останется всего восемь, более 500 сотрудников будет сокращено, объявил на днях Александр Швора, директор департамента дорожного хозяйства Приморского края.

8 сент. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3800 (134) от 8 сент. 2015

Сэкономленные средства пойдут на увеличение зарплат оставшемуся персоналу, заверяет руководство компании. Но депутаты краевого парламента выразили опасение: по сути, «бухгалтерская» реструктуризация не решит накопившихся проблем по обслуживанию и содержанию региональных трасс.

На ситуацию с АО «Примавтодор» обратил внимание председатель парламента Виктор Горчаков, поручив внести вопрос в повестку заседания экономического комитета и разобраться в резонах и последствиях данной процедуры.

И их осталось восемь

По словам Александра Шворы, приглашенного на заседание комитета в качестве докладчика, причиной «перестройки» стала неэффективная административная структура компании: избыточный кадровый состав при небольшой выработке на одного сотрудника.

– Многофилиальность Примавтодора привела к увеличению административно-управленческого персонала и сложностям в системе перераспределения производственных мощностей, – сообщил он. – В связи с этим возникает задача оптимизации производственной структуры путем укрупнения филиалов.

Так, для эффективной работы принято решение о слияние 26 филиалов в восемь. Мероприятия по реорганизации пройдут в три этапа. На первом будут соединены Партизанский, Шкотовский и Лазовский филиалы в Партизанский; Надеждинский, Пригородный и Хасанский – в Надеждинский; Мостостроительный, Уссурийский, Михайловский – в Мостостроительный.

Второй этап – это объединение Дальнереченского, Красноармейского, Пожарского и Кировского филиалов в Пожарский; Спасского, Хорольского, Черниговского – в Спасский; Ханкайского, Пограничного, Октябрьского – в Пограничный.

На третьем этапе произойдет слияние Арсеньевского, Чугуевского и Яковлевского филиалов в Арсеньевский; Северного, Дальнегорского, Тернейского и Ольгинского – в Северный.

Таким образом, численность кадров, которая сейчас составляет 3096 человек, будет сокращена на 534 человека. Проведение мероприятий, по словам директора департамента, позволит уменьшить управленческий персонал на 43 процента и увеличить выработку на одного работника. Экономический эффект от данной процедуры должен составить около 150 млн рублей в год, а рентабельность повысится до 9,4 процента.

Приказом уже установлены сроки ликвидации филиалов. Так, Шкотовский, Лазовский, Пригородный, Ханкайский, Уссурийский, Михайловский филиалы будут упразднены уже с 30 октября 2015 года. Дальнереченский, Красноармейский, Кировский, Хорольский, Черниговский, Ханкайский, Октябрьский – с 30 ноября. Чугуевский, Дальнегорский, Тернейский, Ольгинский, Северный – с 30 декабря.

В данный момент на этих территориях проводится инвентаризация имущества.

Сокращают и тех, и этих

Основным условием оптимизации, по словам директора департамента, стало сохранение в полном объеме тех людей, которые занимаются непосредственно содержанием дорог. В первую очередь это машинисты грейдеров и водители. По идее, высвобожденные средства пойдут на увеличение их зарплат. А прибыль будет направлена на обновление парка техники и ремонт существующих машин.

– Проблем у Примавтодора хватает. Основная – это сложное финансовое положение компании, в котором она прибывает в последние годы. Недостаток средств приводит к устареванию парка техники, недостаточному ремонту, – объяснил директор департамента. – Низкие зарплаты на предприятии не позволяют привлекать высококвалифицированных специалистов. А те люди, что приходят, постоянно находятся в поисках новой работы.

Однако, как утверждают депутаты ЗС ПК, правило «сокращать только управленцев» уже не соблюдается.

– По той информации, которая у меня есть, оптимизируется не только и не столько управленческий персонал. Я знаю один район, где из 101 человека сокращают 41. Причем как раз рабочих, – сообщил Александр Костенко, председатель экономического комитета ЗС ПК.

Не произвела впечатления на народных избранников и сумма экономии, а сам процесс натолкнул на некоторые размышления.

– По опыту прошлой администрации могу сказать, что в одно время было принято решение сэкономить на дорожном фонде. На третий год экономии дороги пришли в такое состояние, что впору было строить новые, – вспомнил Александр Костенко. – Если ваши действия приведут к тому, что вы будете содержать дороги согласно стандартам, тогда хорошо. Если это только бухгалтерская операция, то 150 миллионов для бюджета предприятия, который составляет 3,5 миллиарда, – небольшая сумма. Что они дадут? Куда движется предприятие? Вы же сейчас фактически не можете содержать дороги в должном состоянии. Недавно я был в Октябрьском и Красноармейском районах, в Ольге, в Спасске – везде проблемы. Сейчас делается шаг к сокращению персонала. К чему это приведет? Задача у нас и у вас не бухгалтерская. Хочется понимать, улучшится или ухудшится содержание краевых трасс? Существуют нормативы содержания дорог, которые обеспечивают их эксплуатационные характеристики. Вы укладываетесь в них?

К слову, на заседание был приглашен генеральный директор Примавтодора, но он в очередной раз оказался занят и отправил своего первого заместителя Владимира Клячина. Представитель компании и объяснил, что ее кадровый состав уже на данный момент избыточен.

– По нормативам у нас на 7 тысяч километров дорог (именно столько мы обслуживаем) численность рабочих должна составлять полторы тысячи человек, – сообщил Владимир Клячин. – Это летний норматив. А зимний – вообще около тысячи. Мы же содержим 2900 работников. В итоге уже долгое время у нас реальная численность сильно превышает нормативную.

Парламентариев заявление об излишке рабочих рук в компании, мягко говоря, поразило.

– Если у вас лишние сотрудники есть, чего ж вы так мало делаете? – удивился председатель комитета. – Содержите тогда дороги в должном состоянии, и люди будут вам на каждом повороте спасибо говорить. Но вы же этого не делаете. Например, Красноармейский район. Дорога в районе села Вострецово не содержится. Как весной все размыло, так и до сих пор размыто. В Ольге около сел Маргаритово и Моряк-Рыболов два моста требуют ремонта. Поручение губернатора есть, а ничего не делается. Если у вас такая численность, то чего же вы не делаете? Если не справляетесь, давайте тогда пересматривать норматив.

Директор дорожного департамента сделал ремарку по селу Моряк-Рыболов. По его словам, работы по мосту рядом с населенным пунктом начнутся в октябре. Из-за того что реки нерестовые, рабочие могут приступить к делу только в холодное время года. Однако, как заметили парламентарии, поручение губернатора было дано еще весной прошлого года. Один «холодный» сезон уже прошел.

К чему эти дороги нас приведут?

По словам депутата Петра Журавлева, решение о реорганизации компании принимается в условиях, когда состояние дорог с каждым годом ухудшается.

– И ухудшается весьма ощутимо, – продолжил он. – Я сужу по Шкотовскому району, где скоро просто нечего будет содержать. Новые дороги надо будет строить.

По поводу проблем с нехваткой средств в компании, на которые сослался Александр Швора, депутат заметил, что «все зависит от того, как их тратить».

– Любая реорганизация предприятия должна иметь экономическое обоснование, – заметил Петр Журавлев. – Серьезного анализа финансово-экономической, хозяйственной деятельности предприятия мы не видели, как и директора компании, которого приглашаем очень настойчиво с сентября прошлого года. Что мы сегодня можем сделать? Одобрить в том виде, в котором предлагается, мы не можем. Принять информацию к сведению, что у нас все идет ко дну, не очень корректно. Давайте увидим нормальную стратегию хозяйственной деятельности. К чему эти дороги нас приведут?

Дальнейшее рассмотрение вопроса о ситуации с Примавтодором депутаты перенесли на октябрь, когда будут представлены все аналитические материалы.

– Александр Валерьевич, к вам большая просьба: вы покажите депутатам руководителя Примавтодора, – обратился Александр Костенко к директору дорожного департамента. – Либо хотя бы фотографию его принесите – посмотреть.

Интересно, что прямого ответа на вопрос, заданный, наверное, больше десяти раз на заседани, улучшится ли содержание дорог после реорганизации компании, так и не прозвучало. Хотя для этого человеку необходимо произнести не длинную речь, а всего лишь «да» или «нет».

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ