Двадцать секунд страха

Специальный репортаж «В» о том, сколько стоит российская погоня

29 июль 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3777 (111) от 29 июль 2015
122c312883ecf034fbaa8337a9f7e6e5.jpg

О съемках во Владивостоке боевика «Синдром Каина» мы рассказывали в одном из предыдущих номеров «В». И предупредили читателей, что подготовим репортаж о том, как снимается один из самых захватывающих эпизодов.

Напомним, что фильм в жанре мистический экшен снимает режиссер Георгий Саенко, главный оператор – Алексей Кудряшов. В фильме снимаются профессиональные актеры театра ТОФ и Приморского краевого театра молодежи. Действие картины происходит во Владивостоке, захваченном некой сектой (но не религиозной).

Сюжет «Синдрома Каина» вечный – борьба добра со злом. Где побеждают, естественно, светлые силы. И где без мордобоя не обошлось, причем мордобоя зубодробительного и потому интересного. Как в жизни. За постановку драк отвечает Алексей Чагай, специалист по восточным единоборствам. Он же играет одного из главных героев.

В фильме много эффектных погонь на машинах – куда же экшену без них! Автомобильные трюки поставил и исполнил профессиональный каскадер (28 лет стажа!), член Ассоциации каскадеров России Константин Колесниченко. Ему ассистировал друг и единомышленник, каскадер-профессионал Сергей Стяжкин из Находки, специализирующийся на автомобильных гонках.

«Скорая» не понадобилась

В минувшую пятницу на острове Русском, на проселочной дороге в районе поселка Канал, проходили съемки, пожалуй, самого главного и самого эффектного трюка ленты: «прыжка» машины с переворотом в воздухе и падением в озеро.

По сценарию герой картины уходил от преследования на авто на большой скорости и, наскочив на препятствие, взлетел в небо и рухнул в воду. По словам каскадера Колесниченко, подобные трюки можно частенько увидеть в голливудских боевиках. Но у американцев в запасе есть несколько машин – на случай, если трюк не получится. Бей не хочу! А у киногруппы «Синдрома Каина» в активе был всего один автомобиль, старенький «Ниссан-Санни» 1999 года, приобретенный на авторазборке без документов за 30 тысяч рублей. На постановку самого трюка ушло еще 80 тысяч деревянных. Нетрудно подсчитать, сколько стоит российская погоня. Много! Поэтому перед началом съемки режиссер Саенко строго предупредил зевак, окруживших обреченную «Санни»: «Если кто испортит кадр, заплатит по полной!»

Кстати, некоторые зрители, узнав, что в съемке задействована всего одна машина, вполне серьезно предлагали в жертву свои автомобили! Чего не сделаешь ради поддержки своих, местных кинодеятелей…

На разгон машины по грунтовке длиной около 200 метров, прыжок и падение в озеро ушло… 20 секунд. Когда Константин выбрался из перевернутой машины и забрался на кузов, его приветствовали аплодисментами.

– Как планировал, так и получилось. Я не в первый раз делаю такие трюки. Моя специализация – горение, переворот машин, мотоциклов и другой техники. Страх, естественно, был. Но, перед тем как зайти на трюк, я его преодолел, – признался каскадер корреспонденту «В» после окончания съемки. – Готовился к трюку полтора месяца, все выверял, просчитывал, думал, как это будет выглядеть. Я знал, что второго дубля не будет, поэтому ошибки быть не должно. В нашем деле главное – сто раз отмерить, один раз сделать.

Константин Колесниченко, наверное, сотни раз рисковал своей жизнью, снимаясь в кино. На головокружительной скорости взлетал и переворачивался на машинах, падал с большой высоты, горел и попадал под колеса авто. При этом всегда оставался целым и невредимым. Однажды его даже похоронили. А он жив-здоров. Потому что просчитанный и оправданный риск – составная часть его профессии, которая не допускает ошибок. И на этот раз помощь медиков ему не понадобилась, хотя бригада скорой стояла на площадке «на товсь» по личному распоряжению главного врача Станции скорой медицинской помощи Владивостока Дмитрия Чурилова.

Это наша судьба

Позже Константин рассказал «В», что за два десятка лет работы каскадером на легендарной Одесской киностудии он ставил и исполнял трюки гораздо сложнее, чем нынешний.

– Мы постоянно тренировались, отрабатывали конные трюки, фехтовали,

изучали приемы рукопашного боя. В фильме «Курьер на Восток» мне приходилось драться в вагоне, а потом на ходу прыгать с поезда. И ничего! У меня никогда не было травм, и меня никогда не привозили в больницу. Все было в пределах разумного, потому что падать надо уметь, – рассказывает каскадер.

По словам Константина, коренного жителя Владивостока, в юности он увлекался разными видами спорта. Но более всего его тянуло к техническим средствам передвижения. Первые трюки он исполнял на самокате, потом освоил велосипед и мотоцикл. В Одессу попал по семейным обстоятельствам. И там, на черноморском пляже, судьба свела Колесниченко с начинающим, но перспективным каскадером, который и ввел его в свой круг. Было это в 1987 году.

Надо сказать, что в СССР профессии «каскадер» официально не существовало. Ее просто не было в реестре профессий! Хотя были люди, исполнявшие опасные, зачастую смертельные трюки на киносъемках или на автородео. И даже была песня, посвященная этим героическим парням. Помните?

«Каскадеры, каскадеры! Ведь опасность – это, в сущности, пустяк! Каскадеры, каскадеры, мы у случая прекрасного в гостях. Это наша судьба. Жить не можем иначе», – пел когда-то (и поет до сих пор) лидер группы «Земляне» Сергей Скачков. Наши доморощенные юмористы из-за его легкой шепелявости переименовали этот хит в «Кошкадеров». А для Константина эта песня и ныне как гимн. Когда она звучит, признается, у него мурашки бегут по коже. Эта песня о нем и о его товарищах, живых и уже покинувших наш мир.

Колесниченко попал в Школу каскадеров под руководством знаменитого Владимира Жарикова. Это была самая первая группа трюкачей в Советском Союзе. Великовозрастных учеников учили водить машину на двух колесах, грамотно лихачить на большой скорости, правильно падать в песочный овраг, акробатическим элементам, фехтованию, приемам самбо, балансированию на заборе и т.д. В те годы в нашей стране киностудии существовали в каждой союзной республике, фильмов выходило много, а каскадеров не хватало. Поэтому воспитанники Жарикова были нарасхват.

– Зарабатывали мы тогда по 300-600 рублей в неделю. Это были очень хорошие деньги! Я каждые полгода летал из Одессы во Владивосток… А иногда работали за копейки или вообще бесплатно. Для нас кино было всем! Мы этим жили, – улыбается Константин.

Однажды, вернувшись из очередного отпуска, он застал своих товарищей в баре за… поминальным столом. Когда он вошел, у мужиков отвисли челюсти и выпали из рук стаканы. Оказалось, что коллеги справляли поминки… по нему. Кто-то принес на киностудию слух, что на одесском маяке погиб молодой, высокий, симпатичный каскадер. По всем приметам это был Колесниченко. И друзья-коллеги, не разобравшись что к чему, тут же решили помянуть хорошего человека.

На самом деле тогда утонул парень, который хотел попасть в группу Жарикова. И, чтобы его приняли, решил показать свои способности. Он договорился с оператором, дабы тот снимал его «подвиги» на пленку. Сначала он прыгал по деревьям, как Тарзан. Затем забрался на маяк и сиганул в бушующее море. Когда вышло контрольное время и бедолага не всплыл, испуганный оператор сбежал, даже не заявив о происшествии в милицию.

…Смерть не раз дышала в затылок Константину, но его ангел-хранитель всегда был сильнее костлявой старухи. А от друга Сергея, который привел его в группу каскадеров, удача отвернулась: парень погиб на автородео. Он перелезал с одной машины на другую, с капота на багажник. Трюк исполнялся на большой скорости, а у каскадера шлем не был пристегнут. На повороте он промазал и ударился головой об асфальт…

Кино – это навсегда

В самом начале карьеры Константину посчастливилось сниматься у Юлиуша Махульского в криминальной комедии «Дежа вю» (съемки фильма проходили в Одессе). О работе со знаменитым поляком Колесниченко вспоминает с благоговением. В «Дежа вю» у него была роль… насильника.

Сцену насилия над женщиной снимали в кабаке, где на официантках были только юбки. По сценарию Константину надо было под столом напасть на девушку, сорвать с нее одежду и, как говорил режиссер, «попробовать ее как собачку».

– Я – начинающий каскадер. И никогда такого не делал! – попытался было откреститься от безобразия парень.

– Ничего, Костя! Ты будешь первым каскадером, кто выполнит этот трюк, – рассмеялся Махульский, и Константин покорно полез под стол.

Работа русских каскадеров Махульскому понравилась, и после «Дежа вю» он пригласил их в Польшу на съемки исторического боевика «Эскадрон». Там Константин скакал на лошади, махал саблей, стрелял и, если надо, падал. Умеючи, без последствий.

В 1992 году он попал к Георгию Юнгвальд-Хилькевичу на съемки фильма «Три мушкетера: 20 лет спустя».

– Мы жили в одной гостинице с артистами. Михаил Боярский приходил к нам в номер, пел песни под гитару. У нас была очень музыкальная группа каскадеров, мы даже концерты устраивали, благо рояль стоял в костюмерной. Иногда и рюмочку поднимали, – смеется Константин.

– Ловлю на слове! Каскадеры и алкоголь – насколько совместимы эти понятия?

– До трюка – ни капли в рот. А после, конечно, собирались и отмечали проделанную работу. Но опять же в пределах разумного. Ведь на следующий день снова на съемочную площадку…

После распада Советского Союза Одесская киностудия прекратила выпускать фильмы и Константин вернулся в Приморье: работал на стройках, ходил в моря. Но вскоре его отыскали коллеги и позвали на Московский кинофестиваль каскадеров, где он занял первое место, исполнив трюк «живой огонь». К тому времени Одесская «фабрика грез» активизировалась и каскадеры снова стали на вес золота.

Возможно, Константин до сих пор бы жил и работал на берегу Черного моря, если бы не гибель товарища, раздавленного мотоциклом. Это уже был перебор. После случившегося наш герой решил не испытывать судьбу. Вернувшись во Владивосток, он устроился водителем «скорой помощи», навсегда порвав с опасной профессией. Как он тогда думал.

Но кино его не отпускало. Когда в 2007 году начинающий режиссер из Владивостока Михаил Готенко предложил Константину сняться в криминальном боевике «Леопард охотится ночью», каскадер тут же согласился. Он даже не спросил, сколько ему заплатят. Потому что кино – это навсегда… 

  

Автор: Сергей КОЖИН