ВКАД в будущее

Свободному порту невозможно обойтись без кольцевой автомагистрали

29 июль 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3777 (111) от 29 июль 2015
067f72730168b685a5d0be901721f907.jpg

Проект строительства Владивостокской кольцевой автодороги (ВКАД), о котором уже хорошо известно в пределах Российской Федерации, международному сообществу впервые был продемонстрирован на состоявшейся в июле конференции городов-побратимов и дружественных городов Владивостока. Наших зарубежных партнеров проект весьма заинтересовал. Но особенно значимым теперь он видится в связке с перспективами создающегося сегодня Свободного порта Владивостока.

Альтернативы новой трассе нет

Иностранным гостям конференции городов-побратимов проект дороги вдоль Амурского залива с выходом через остров Елены на полуостров Песчаный и соединением ее с трассой Русский – Патрокл – Седанка – Де-Фриз представил заместитель главы администрации Владивостока, начальник управления дорог и благоустройства администрации города Леонид Вильчинский. «В» попросил его прокомментировать презентацию будущей дороги.

– Леонид Платонович, с чем связана необходимость строительства ВКАД? И почему эту дорогу рассматривают в привязке к созданию свободного порта?

– Жители и гости города видят и понимают, как сильно повысилась нагрузка на дорожно-уличную сеть Владивостока. Асфальтобетонное покрытие с трудом справляется с объемом грузовых автомобилей. Серьезный трафик повсеместно приводит к заторам и пробкам. Весь автотранспорт из порта и в порт движется по плотной городской застройке. А внутреннюю дорожную сеть расширить невозможно. В часы пик расходы топлива и время в пути резко увеличиваются, что приводит к удорожанию конечного продукта.

Потому дальнейшее развитие порта невозможно без строительства Владивостокской кольцевой автодороги (ВКАД). Магистраль вдоль Амурского залива обойдет город с запада и выведет транспортные потоки по новому направлению. Создание ВКАД является необходимым условием для перемещения грузопотоков между Россией и странами АТР. А сам Владивосток с появлением такой автодороги превратится в мощный транзитный узел для контейнерных перевозок.

Строительство альтернативной трассы вдоль берега соответствует генеральному плану города: она разгрузит действующие магистрали, соединит пригород с центром по кратчайшему направлению, обеспечит свободное транзитное прохождение грузов. У порта появится возможность для собственного развития, что принесет дополнительные налоговые платежи, создаст новые рабочие места.

Возведение нового моста через пролив Босфор-Восточный – от мыса Токаревского до острова Елены – и еще одного – через канал на полуостров Саперный – уже на этой стадии обеспечит вывод грузового транспорта из порта в обход центральной части города через трассу Русский – Патрокл – Седанка – Де-Фриз. Только это позволит в перспективе поднять грузооборот порта в 2-3 раза. Одновременно время в пути для автомобилистов и пассажиров внутри Владивостока сократится минимум в 4,5 раза, интенсивность движения увеличится в 7-8 раз, сократятся транспортные издержки и выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

Шаг за шагом

– Для строительства ВКАД протяженностью около 23 км потребуются значительные финансовые вложения и немалые сроки. По этой причине само строительство разделено на пять этапов, – объясняет Леонид Вильчинский. – Участки магистрали будут проектироваться, возводиться и сдаваться один за другим. Каждый из них будет по отдельности включаться в общую транспортную схему города. Именно так, шаг за шагом, можно и нужно решать нынешние транспортные проблемы.

– Наверное, самый злободневный вопрос: цена проекта?

– Общая стоимость работ, по расчетам проектировщиков, составляет около 67 миллиардов рублей (оценку стоимости всего проекта ВКАД, включая проектные, строительные, эксплуатационные и ремонтные работы, а также предполагаемый выкуп земельных участков, делала одна из крупнейших в мире аудиторско-консалтинговых компаний – британская «Ernst & Young»). Строительство планируется вести на основе государственно-частного партнерства.

Срок окупаемости проекта составит от 10 до 11 лет.

Инвестор сможет в течение максимально возможного срока аренды использовать дорогу на платной основе – для возвращения вложенных средств. Будут субсидированы выпадающие доходы, предоставлены все возможные в данном случае льготы.

Со своей стороны, администрация города подготовила документы, обосновывающие необходимость реализации проекта. Привлечена опытная проектная организация, занимавшаяся проектированием мостов через бухту Золотой Рог и пролив Босфор-Восточный. Администрация идет на такие затраты, понимая, насколько важна будущая дорога для развития Владивостока, свободного порта, всего Приморья.

– А в какой последовательности планируется вести работы?

– Сначала надо возвести мосты с мыса Токаревского на остров Елены и далее на остров Русский. Об их важности я уже говорил.

Вторая по значимости – дорога-дублер от мыса Кузнецова на северо-востоке бухты Безымянной до Второй Речки. Она позволит разгрузить проспект 100 лет Владивостоку. Интенсивность движения в городе сразу же снизится на 22 процента в часы пик, вырастет средняя скорость движения по всему городу.

Третьим и четвертым этапами должно стать возведение участков от Второй Речки через улицу Чапаева до Седанки. Их надо строить практически одновременно, они станут дублерами улицы Маковского.

И, наконец, самым затратным и наиболее технически сложным видится участок от мыса Кузнецова до Казанского моста. Здесь планируется построить тоннель по дну Амурского залива вдоль береговой кромки. На поверхности акватории продолжится беспрепятственное движение маломерного флота, сохранится вид на море и противоположный берег.

В каждом направлении будет по две полосы движения. Запланировано несколько (не менее семи) многоуровневых развязок, связанных с уличной сетью Владивостока, 11 мостов и путепроводов. По ВКАД каждые сутки сможет проезжать около 77 тысяч автомобилей.

Если не построить кольцевую автомагистраль, то рано или поздно Владивосток встанет в пробках. Подобное уже происходит в Москве. Владивостоку надо работать на опережение.

P.S.

Когда материал был подготовлен к печати, «В» стало известно, что главная презентация проекта еще только предстоит: всему миру о планах по строительству и дальнейшей эксплуатации Владивостокской кольцевой автодороги расскажут на Восточном экономическом форуме, который пройдет на острове Русском в начале сентября.

Поскольку уже есть потенциальные инвесторы, заинтересованные принять участие в сооружении ВКАД, можно предположить, что только презентацией дело не ограничится. Скорее всего, на форуме уже состоятся конкретные переговоры, а в случае благоприятных результатов будут подписаны и первые контракты на финансирование строительства.

Справка «В»

Как известно, Владивосток является крупнейшим транспортным узлом на Дальнем Востоке. Здесь начинаются и заканчиваются морские, воздушные, железнодорожные и автомобильные пути. Город станет базовым центром для транспортного коридора «Приморье-1» с его возрастающим потоком грузов между Китаем и странами АТР.

Что касается нашего транспортного узла, то в него входят морской торговый (ВМТП) и рыбный порты, нефтебаза, железнодорожные станции, аэропорт, сухой порт и другие предприятия. И если за последние 20 лет грузооборот здесь вырос всего лишь в два раза, то его дальнейшее удвоение произойдет уже через 13 лет. И составит при этом всего 20 миллионов тонн. Для сравнения: уже сейчас порт Пусан перерабатывает более 500 миллионов тонн в год. И тем не менее Владивосток дает в федеральный бюджет 52 процента всех таможенных платежей Дальнего Востока. Эти данные подтверждают эффективность инвестирования в ВМТП.

   

Автор: Николай КУТЕНКИХ