Молодежь желает встряхнуть культурное пространство

Ребята не собираются сбрасывать классиков с парохода современности. Просто предлагают им потесниться

23 июль 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3774 (108) от 23 июль 2015
4182f22e48985d024881d6086f9f534a.jpg

Как привлечь к чтению того, кто уже давно не брал в руки книжку? А научить пониманию современного искусства того, кто в нем ничего не смыслит? Как превратить надземную парковку в выставочный зал не хуже мировых современных музеев? Эти и другие вопросы обсуждали участники очередной встречи в популярном во Владивостоке городском лектории «Луч-5».

За креатив отвечают девушки

Собрались молодые авторы амбициозных проектов и неравнодушные к культурным инновациям горожане в салоне-библиотеке имени Пушкина. Все лекторы оказались знакомы публике. Ольга Аристова в последнее время занимается организацией всех значимых городских проектов, связанных с литературой. Екатерина Беляева уже несколько лет устраивает крупные арт-события, где играет проекцией света на различных объектах и поверхностях (многим запомнилось одно из наиболее ярких мероприятий прошлого года «Fiat Lux!», организованное ею в школе № 5 на острове Русском). Яна Гапоненко – бывший куратор арт-резиденции «Заря» (о работах ее резидентов «В» неоднократно рассказывал).

Первые две девушки остались верны себе: Ольга Аристова рассказала о последних успехах важного для города проекта «Электронная книжная полка», который она осуществляет совместно с централизованной библиотечной системой Владивостока; Екатерина Беляева поделилась деталями мероприятия «ГР2», названного так в честь одноименной парковки в кампусе ДВФУ, где оно и пройдет.

А вот Яна Гапоненко ушла от курирования уже сделавших себе имя творцов в сторону обучения молодых художников: она предложила проект создания Школы современного искусства. О нем широкая публика услышала впервые, а потому и вопросов к Яне было больше, чем к остальным.

Лучшие решения – нестандартные

Интересно, что все трое в своих проектах стараются так или иначе отойти от стандартных методов и решений.

Например, говоря о внедрении «Электронной книжной полки» в общественном транспорте Владивостока, Ольга Аристова назвала жанры, которые можно найти на этой полке: произведения местных авторов, стихотворные подборки, сказки, отрывки из новинок известных современных писателей. А вот классические произведения тут пока не рассматривались: по мнению Ольги, подобные книги и так имеются в открытом доступе. Так что привлекать горожан к чтению (а именно для этого полка и появилась в муниципальных автобусах) пока решили только актуальными произведениями, которые появляются в продаже лишь в последнее время или печатаются порой ограниченными тиражами.

Подбирая участников арт-события «ГР2», Екатерина Беляева сознательно делала выбор в пользу современных, нестандартных решений. По ее мнению, для экспонирования более традиционных художественных произведений в городе есть немало других, традиционных, площадок. В случае же с «ГР2» от места действия зависит то, в какую атмосферу погрузятся зрители. К примеру, надземная парковка подразумевает вытянутые бетонные пространства, и как ими распорядятся художники – пока загадка.

По словам Яны Гапоненко, к созданию Школы современного искусства ее подтолкнуло нежелание существующего арт-сообщества понять и принять это самое искусство. Опыт показал, что просто продемонстрировать какое-то произведение неподготовленному зрителю мало, требуется и большая разъяснительная работа. Будущая школа призвана сформировать новое поколение актуальных художников, которые впоследствии будут участвовать во всевозможных местных фестивалях и выставочных проектах. Все это вместе, а также воспитание поколения грамотных арт-критиков позволит, по задумке организаторов, добиться лояльности населения к современному искусству, создать уникальный дальневосточный арт-дискурс и привлечь к нашему региону внимание крупных азиатских дилеров и коллекционеров.

Как видно, классическим подходам, равно как и классическим произведениям, в этих проектах не место. А вот то, как организаторы смогут воплотить свои идеи в жизнь, покажет время.

Требуются инвесторы и абитуриенты

Что же касается перспектив представленных проектов, то здесь можно сказать следующее.

«Электронная книжная полка» в городских автобусах уже запущена, в дальнейшем планируется ее «заход» в электрички, а также на все значимые городские праздники (как это произошло, например, со стойками регистрации на электронные читательские билеты, работавшими в День города).

На реализацию проекта «ГР2» из городского бюджета в рамках грантового конкурса «Молодежная инициатива» было выделено 60 тысяч рублей. Как говорят организаторы, проект также активно ищет инвесторов. Строительство арт-объектов на «ГР2» начнется 10 августа, а само событие состоится 21 августа.

Школа современного искусства начнет набирать абитуриентов в августе. Занятия, скорее всего, будут проходить в новых помещениях галереи «Арт-этаж». В качестве преподавателей выступят как местные авторитеты в области искусства, так и приглашенные гости из западной части России. Планируются также видеомосты с художниками из других стран. Обучение в школе, скорее всего, будет платным, а оценки художники будут получать по итогам зимних и летних выставок.

Что же касается планов лектория «Луч-5» на будущее, организовывать встречи с молодыми авторами городских проектов планируется и впредь – по мере накопления базы таких проектов.

 

Автор: Антон ВАЛЬТОН