Договор с небесами

Путевые заметки об Израиле: едем на еврейскую свадьбу!

10 июль 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3767 (101) от 10 июль 2015

В прошлом месяце мне довелось пережить увлекательное и радостное событие – я и вся моя семья были в Израиле в небольшом городке Реховоте. Поводом для поездки стало бракосочетание племянницы, и я побывал на самой необычной свадьбе в моем понимании!

Старея, человек видит хуже, но больше (еврейская пословица, теперь уже и обо мне), поэтому могу точно сказать, что свадебная сказка оживает там, где в сердцах есть не только любовь, но и уважение к семейным традициям.

Ведь любая свадьба, где бы она ни проводилась – во Владивостоке или Токио, Пусане или Пекине, в Ванкувере или Хороле, подобна ковру, сотканному из многих нитей – исторических, мистических, культурных и юридических. Но еврейская свадьба – это очень сложная правовая процедура, основанная на божественных идеях. Именно эти два аспекта – юридический и духовный – есть тело и душа еврейской свадьбы.

А теперь все по порядку вместе с мудрыми поговорками от «детей Моисея», чтобы впечатлениям добавить национального колорита! Как говорится, Бог дал человеку два уха и один рот, чтобы он больше слушал и меньше говорил (опять еврейская пословица).

Опыт – это слово, которым люди называют свои ошибки (еврейская мудрость)

Как только молодые люди решают заключить брак, обязательно совершается помолвка (эрусин). Затем оговариваются условия (тнаим). То есть влюбленность есть, пора и тнаим установить, чтобы потом никаких трудностей не было, ведь развестись в Израиле настолько сложно, что проще не жениться вовсе. Все договоренности до свадьбы между молодыми сохраняются в письменном виде. Возможно, для того, чтобы потом показать бумагу и сказать: «Дорогой, ты обещал убирать дом и мыть посуду, так что давай выполняй!». Кроме бытовой стороны в этой договоренности обязательно оговаривается и материальная сторона жизни будущей семьи: кто из родителей молодых как и чем поможет в организации свадьбы, какое приданое даст, где будут жить молодые. Когда условия оговорены, закрепляется помолвка.

Если проблему можно решить за деньги, это не проблема, а расходы! (еврейская мудрость)

Когда же можно сыграть свадьбу в Израиле? Проще сказать, когда нельзя. Запрещено в самый главный праздник евреев, когда не дозволена всякая работа, в шабат. Он наступает с заходом солнца в пятницу. Как только солнце заходит, у иудеев начинается суббота – это и есть самый главный еврейский праздник. Нельзя играть свадьбу в полупраздничные дни (Рош-А-Шана, Йом– Кипур, Шавуот, всю неделю праздника Суккот и всю неделю праздника Песах). Очень выгодно устраивать свадьбу накануне шабата, то есть утром в пятницу, так как свадьба перетекает в шабатную трапезу и можно на этом сэкономить. Хотя у нас (как и у евреев?) тоже не принято играть свадьбы на Новый год и во время длинных праздничных каникул! Однако наша свадьба была назначена на понедельник – как мне сказали, этот день советовали раввины.

Каждый еврей знает, как лучше (еврейская поговорка)

Cвадьба моей племянницы начала готовиться за год до назначенной даты, ведь ребята-молодожены знали, что на их торжество в Израиле будут собираться гости из разных концов света: от Германии и Сингапура до Дальнего Востока России. И советы молодоженам, как и когда провести свадьбу, стали поступать со всего света одновременно, примерно из 20 стран мира!

Хорошо молчать труднее, чем хорошо говорить (еврейская пословица)

И вот, определившись с датой торжества, молодожены разослали всем гостям подробную инструкцию по свадьбе (время, место, подробный проезд и даже меню) вместе с приглашением посетить Святую Землю. В ней были подробнейшим образом описаны детали предстоящей церемонии. Вот лишь часть из нее: «Форма одежды праздничная, но не помпезная, для мужчин брюки/джинсы и рубашка (галстук необязательно). Женщины могут приходить в чем угодно, цветы на свадьбу не дарят, свой алкоголь приносить не нужно (в баре подают все), напиваться не принято, тостов на свадьбе не произносят, песен под караоке не поют, невесту не крадут и конкурсов не устраивают. Танцы начинаются примерно после первого блюда и продолжаются до упаду с перерывами на еду! Разъезжаются все, когда хотят. Обычно последние гости уезжают часа в два ночи».

Какой бы сладкой ни была любовь, компот из нее не сваришь (еврейская поговорка)

В Израиле не принято дарить подарки на свадьбу. Дарят деньги в конвертах. Себестоимость человеко-места на свадьбе обходится примерно в 400 шекелей на человека (около 100 американских долларов), в нее входят аренда зала, меню, музыканты, фейерверки и пр. Вот этот подарочек и кладется каждой семьей в конверт с пожеланиями молодым и опускается в сейф на входе в церемониальное место. Подписывать или нет конверт – на усмотрение дарителя.

Спросите, можно ли выше 400 шекелей? Можно! Есть даже специальная методика, которая помогает гостям рассчитать – в зависимости от степени родства с молодыми – сумму свадебного подарка свыше себестоимости.

Человек должен жить хотя бы ради любопытства (еврейская пословица)

Ну, вот наступило и само торжество! Сначала идет торжественный прием (кабалат-паним), когда невеста и жених в окружении семьи и друзей подписывают свадебный контракт. Дальше – накрывание невесты (бадекен). Жених с сопровождающими его людьми подходит к невесте и опускает фату на ее лицо. Этот обряд как бы показывает, что теперь он – хозяин жены и закрывает ее от проблем, обещая защиту. Лицо невесты остается покрытым всю церемонию хупы. Хупа – это такой балдахин, под которым проходит бракосочетание. И этим же словом, собственно, и принято обозначать саму свадьбу. Хупу принято ставить под открытым небом, то есть во дворе зала торжеств. Первым под хупу встает жених, а невеста, обойдя вокруг балдахина семь раз, присоединяется к нему. Потом они берут в руки бокалы и произносят благословения, в это время жених вручает кольцо невесте. Жених надевает кольцо на указательный палец невесты, а не на безымянный, как во всем мире, и произносит: «Ты посвящаешься мне этим кольцом по закону!». Знакомый раввин сказал мне по секрету, что не все в Израиле оставляют кольцо на указательном пальце, некоторые тут же под хупой переносят его на средний или безымянный. И тогда-то, после обряда с кольцом, достается ктуба (брачный контракт), которая зачитывается при всех.

В ктубе провозглашается намерение жениха кормить, одевать жену, заботиться о ней и даже оговаривается то, что получит невеста в случае развода. Тут же жених и невеста скрепляют все подписями. А подтверждают их намерения подписи свидетелей, которые не могут быть родственниками невесты или жениха. Хупа – один из самых важных моментов церемонии свадьбы. В ней как бы встраивается связь небес, мужчины и женщины, объединяются их души.

…Ктуба зачитана, бокалы опустошены, жених ставит бокал на землю и правой ногой разбивает его! Знакомо? Ну а затем, официально став мужем и женой, пара проводит несколько минут в уединении в специально отведенной комнате. Потом молодожены выходят и присоединяются к толпе гостей – их встречают с музыкой, пением и танцами. Банкет начинается!

Лучше умереть от смеха, чем от страха (еврейская поговорка)

На банкете пируют, танцуют и поют все. Даже подружка невесты, специально прилетевшая на свадьбу из Германии с грудничком, который все время мило улыбался в люльке, а потом, прижавшись к маминой груди, мирно сопел, когда все кругом грохотало от восторга! А его мама в это время продолжала с ним пританцовывать. Гостей, я вам скажу, было очень-очень много. На еврейскую свадьбу принято приглашать всех, кого знаешь, поэтому свадьба в Израиле – это все же очень дорогое удовольствие!

Рядом со мной сидела пара из Украины, мои родственники. Они рассказали, что их сыновья уже женились в Израиле. Я поинтересовался, сколько людей было на их свадьбах.

– Двое сыновей женились практически одновременно, денег на свадьбу мы им выдали равное количество, – делится родня. – Один решил гулять шумно и позвал всех своих друзей – 700 человек! Это считается пышной свадьбой. А второй решил сэкономить, пригласил всего 300 гостей – это скромно по израильским меркам.

Да, свадьба – удовольствие очень дорогое, поэтому родители готовятся к ней заранее, с того времени, когда будущие молодые только собираются в детский сад. Хотя главное, чтобы была любовь. Мы же помним, что выйти замуж – не напасть, лишь бы замужем не пропасть (а как же без русской поговорки?) А любовь – она везде одинакова! И на Святой Земле, и во Владивостоке.

В тему

Знания много места не занимают (еврейская пословица)

Местечко Реховот (в русской Библии Реховот обозначает «широкие просторы»), где проходила свадьба, было названо в честь колодца, который выкопал Исаак (библейский патриарх) и где он же сказал: «...Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле». Размножайтесь, дорогие молодожены, где бы вы ни жили.

К владивостокским молодоженам это пожелание тоже относится! Детей побольше! А нам внуков.

И для вас, дорогой читатель, у меня таки сюрприз. В следующих своих заметках расскажу, почему в Израиле нет детских домов.

 

Автор: Александр ИВАШКИН