Дмитрий Царев: Меня воспринимали как занозу

Дмитрий Царев, назначенный на должность главы департамента экономики и предпринимательства в марте, в июне покинул администрацию Приморского края. По версии официальных структур, чиновник уволен в связи с нарушением антикоррупционного законодательства. По версии Царева – ушел добровольно, не согласившись с проводимой в Приморье экономической политикой.

10 июль 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3767 (101) от 10 июль 2015

Корреспондент «ДВВ» встретился с отставником и прояснил ряд интересующих читателей вопросов.

– Так все-таки вас уволили или ушли сами?

– На основании представления прокуратуры еще никого не увольняли. Я поступал не в дворники, а на серьезную должность, связанную с гостайной, и этому предшествовала глубокая проверка всего моего бэкграунда – проверку прошел.

Вся информация мною была представлена, включая договоры на доверительное управление активами, но процедура это нескорая, за три дня не управишься, в среднем уходит до шести месяцев, они еще не истекли (для справки: сенатор от Приморья Вячеслав Фетисов «переоформлял» свои активы в офшоре более трех лет. – Ред.).

Так что все «нарушения», указанные прокуратурой, – это обычная бюрократическая волокита, никакого умысла тут нет. Основанием для отставки стало мое личное заявление об уходе по собственному желанию, поданное за две недели до того как.

– И все-таки несерьезно выглядит: пришли, попробовали, ушли…

– Если вы помните, губернатор принял решение разделить департамент экономики и стратегического развития на два подразделения, одно должно было заняться стратегическим развитием (в руководители прочили Виталия Веркеенко), другое – развитием экономики и налаживанием коммуникаций с предпринимательским сообществом, которое возглавил я.

На самом деле реорганизации так и не случилось, за эти четыре месяца не смогли сделать элементарного – разделить бюрократическую структуру. И фактически это было время безвластия: вроде формально все объявлено, а юридически никто никому не подчиняется… Признаюсь, такой неуправляемости ситуацией я не ожидал.

– Вы считаете, виновата система или сами не справились?

– Мы в своем департаменте все сделали: определили функционал, сферы ответственности, все документы передали – но дальше все где-то застряло в бюрократическом механизме. Так что фактически делать что-то мы не могли.

– То есть совсем?

– Нет, какие-то разработки были сделаны, я видел два основных проекта, которые могут стать драйверами развития, – это развитие владивостокской агломерации и снятие административных барьеров для бизнеса. Вся необходимая для развития инфраструктура при подготовке к саммиту АТЭС была создана, но автоматом это не заработает, нужны еще две составляющие – снятие административных границ между районами и снижение административных барьеров для предпринимательства. Вот с последним у нас большая проблема, попробуйте взять сегодня в аренду землю, четыре месяца земля практически не выдается. Получение разрешения на строительство занимает триста дней (в Татарстане – семьдесят)!

– Не преуменьшайте наши успехи, по официальным данным, привлекательность Приморья для бизнеса на глазах растет…

– Это на словах. За эти четыре месяца я убедился: самое эффективное подразделение администрации – это пиар-служба, где реально работают профессионалы. Продвижение имиджа губернатора у нас на высшем уровне, а вот все остальное… Да вы сами спросите предпринимателей, сходите в «Опору России», вам расскажут, как у нас «все хорошо». К электросетям подключиться очень сложно, с оформлением земли проблемы, а это ключевые показатели привлекательности региона.

– Выходит, три месяца жизни коту под хвост?

– Ничуть. Это серьезный жизненный опыт, я изнутри увидел, как работает административный аппарат. Герман Греф недавно в своей статье это четко определил: «Когда машина не нацелена на результат, она генерирует процесс. Клиентами этой машины являются не граждане, а руководство, которое, в свою очередь, не получая результата, дает новые поручения в еще более жесткой форме. Машина от страха начинает генерировать еще больше документов, пытаясь угадать волю принципала и отрываясь от содержания». Вот это правда.

– То есть вы удовлетворили свое любопытство за государственный счет?

– Ни в коем случае, в своих намерениях я был искренен. Долгое время я был предпринимателем, начинали мы с отчислений в бюджет (налоги-пошлины) – 100 тысяч руб. Бизнес развивался, росли наши отчисления государству – миллион, сотни миллионов, в последний год миллиард рублей...

И что мы видели: налоги растут, а жизнь вокруг не улучшается. Возник вопрос: люди не могут финансами профессионально распоряжаться? Посчитал, что мой опыт как управленца может пригодиться, как и эффективный инструментарий – стратегическое планирование, фокусировка, целевое управление, делегирование полномочий и т.д. Все это реально работает в бизнесе и во власти – в том же Татарстане, в Самарской области…

Ведь Самара всегда была допотопным провинциальным городом, а недавно заезжал и не узнал – хорошие дороги, индустриальные парки…Все изменяется на глазах и, заметьте, без всяких саммитов. Просто пришла новая команда с новым мышлением, и они смогли.

– А вы – не смогли?

– Я шел работать в команду. Но в этой системе команды в принципе нет – есть «винтики». Ведь ключевой фактор – это глава региона. Я уважительно отношусь к Владимиру Миклушевскому, это сильный, волевой администратор. Но как управленец…

У нас само управление заточено не на развитие, а на поддержание стабильности, мы постоянно живем в режиме оперативного администрирования, а главный критерий эффективности работы чиновников у нас – пиар. Ну нельзя управлять таким огромным и сложным субъектом в ручном режиме, контролируя лично каждый «угол» и каждый рубль, не видя за деревьями леса.

– Полагаете, есть чем еще управлять?

– Складывается ощущение, что в крае внешнее управление, нашим будущим и нашим сегодня распоряжается кто угодно, только не край. И это вторая причина, по которой я счел невозможным работать чиновником.

Идет расфокусировка управления: есть губернатор, который вроде отвечает за всю территорию; есть Минвостокразвития со своими проектами ТОРов, которые априори не подчиняются губернатору; и есть проект «свободного порта», который курирует уже вице-премьер Юрий Трутнев... В такой ситуации очень трудно работать, мы не хозяева на своей территории, мы даже толком не знаем, что реально мы можем инвесторам предложить.

– Не выйдет, что у семи нянек дитя без глаза?..

– Как хотите, но такое нагромождение проектов и структур ясности не добавляет, думаю, никто вам точно сейчас не скажет, как все это будет работать. К примеру, декларируется, что ТОРы станут драйверами роста экономики региона – а что мы видим на деле?

На первую территорию в Надеждинском районе якорным резидентом заходит крупный ретейлер «Невада-Восток» – владелец торговой сети-дискаунтера «Самбери». Он построит склад и вспомогательные производства, мы за свой счет обеспечим ему всю инфраструктуру, еще и неслабые льготы дадим – и что получим? Себесто-имость у него будет ниже, чем у прочих торговых сетей, в результате своими руками взрастим монополиста, убьем конкуренцию на рынке, что неизбежно приведет к росту цен в магазинах. И, кстати, налогов в казну от льготного резидента будет меньше.

То есть, кроме самой торговой сети, никто в Приморье не выиграет – оно нам надо? И так почти по всем пяти «площадкам», пользовать их, по сути, будут пять крупных федеральных компаний – это убьет конкуренцию в регионе, так как разница в себестоимости производимой продукции в ТОРах

и за ее пределами будет колоссальной.

– Вашу озабоченность в администрации края разделяют?

– Меня воспринимали как занозу: тебе больше всех надо? Проблема в том, что управление в крае действительно «внешнее». Вот почему Татарстан так уверенно развивается – потому, что у руля там стоит местная элита, для которой их территория – родина; они сами там выросли, там растут их дети.

А у нас губернатор Миклушевский приезжий, министр Галушка тоже москвич, полпред Трутнев также не местный – да они изначально воспринимают Дальний Восток как пустыню, где ничего до них не было. А это неправильно, здесь своя «экология» жизни, которую они просто не чуют.

– То есть, столкнувшись с непониманием, вы спасовали?

– Не спасовал, а понял, что при данных мне полномочиях я не могу повлиять на ситуацию – а по должности я несу за это ответственность. Роль зицпредседателя Фунта меня не устраивает, я принял решение отказаться от должности.

– Значит ли это, что во власть вы больше не ходок?

– Вовсе нет. Думаю, со временем в крае вызреет патриотичная местная элита, она выдвинет своего губернатора, который будет любить, понимать и знать свой край.

Автор: Марина ЛОБОДА, сайт dkcenter.ru