Госдума за восточный прорыв

Депутаты российского парламента приняли проект закона «О Свободном порте Владивостока» в первом чтении

24 июнь 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3757 (91) от 24 июнь 2015

На заседании Государственной думы РФ 19 июня заместитель министра по развитию Дальнего Востока Кирилл Степанов представил три законодательные инициативы правительства о создании и функционировании режима порто-франко на юге Приморья. Это законопроекты «О Свободном порте Владивостока», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ».

После доклада замминистра депутаты Олег Куликов и Эльмира Глубоковская (представляющая Приморье) задали несколько уточняющих вопросов.

Разные партии – разный подход

Все российские эксперты прогнозировали законопроекту о порто-франко быстрое прохождение в нижней палате парламента. Но не тут-то было.

Фракция КПРФ посчитала, что в нем предлагается недостаточно преференций для жителей Тихоокеанской России, поэтому предложила доработать документ.

Коммунисты Николай Рябов и Николай Коломейцев обрушились на правительство с критикой из-за «отсутствия конкретики по освоению земельных участков нашей территории на юге Дальнего Востока». Им возра-зил представитель ЛДПР Иван Абрамов (избиравшийся в Амурской области) и, кстати, также потребовал от Минвостокразвития «решительнее решать проблемы дальневосточников».

Следом выступали представители «Единой России». Первый заместитель председателя думского комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Карпов (тот самый чемпион мира по шахматам) предложил принять закон в первом чтении. Он представил коллегам прогнозируемые цифры по доходам в бюджеты всех уровней, которые оказались весомее голословных протестов парламентариев-коммунистов.

Еще одно выступление в поддержку нового закона от комитета по бюджету и налогам озвучил депутат Леонид Симановский, кандидат экономических наук.

Завершал прения председатель комитета по экономической политике, инновационному развитию кандидат экономических наук Анатолий Аксаков:

– На территории тринадцати муниципальных образований Приморского края создается новый льготный экономический режим, – напомнил депутат коллегам. – В Свободном порте Владивостока будет действовать особый правовой режим осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также будут созданы лучшие условия ведения бизнеса по отношению к аналогичным территориям, функционирующим в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Еще раз о выгодах

С трибуны Госдумы еще раз прозвучала информация о том, что законопроектом предусмотрены меры господдержки в сфере градостроительной деятельности, лицензирования, осуществления государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, в сфере регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, ветеринарного надзора.

Также будет упрощен визовый порядок въезда, пребывания и выезда из РФ для иностранных граждан, порядок осуществления трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов свободного порта, и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории порта, которая, в частности, позволит освобождать ввозимое оборудование от уплаты импортной пошлины и НДС.

Максимальную выгоду получат транспортная отрасль, пищевая и рыбоперерабатывающая промышленность, производство машин и оборудования, лесопереработка и строительство, а также туристическая отрасль.

Новая экономическая зона – Свободный порт Владивостока – будет существовать не менее 70 лет. Досрочное прекращение действия экономической зоны потребует принятия специальных законодательных актов, а это является дополнительной гарантией соблюдения прав и законных интересов инвесторов.

Расширение масштабов трансграничной торговли, развитие транспортной инфраструктуры и включение в глобальные транспортные маршруты, привлечение инвестиций, создание сети логистических центров с особыми условиями транспортировки, организация несырьевых производств, ориентированных на экспорт, а также увеличение производств с высокой степенью добавленной стоимости будут способствовать интеграции экономики России в систему международных экономических отношений стран АТР. Также ожидается активизация развития современного транспортного коридора, соединяющего восток и запад страны. В том числе и за счет Северного морского пути.

В результате товары из Китая, Японии, Кореи и других стран АТР смогут в короткие сроки поступать на западные территории нашей страны и в европейские страны и, наоборот, из Европы в Азию. А это, в свою очередь, даст синергетический эффект в развитии всех регионов, по которым проходит транспортный коридор.

– Финансирование инфраструктуры Свободного порта Владивостока предлагается в основном осуществлять на условиях государственно-частного партнерства, – рассказал депутатам Анатолий Аксаков. – Тем не менее законопроект содержит возможность бюджетного финансирования объектов инфраструктуры будущего порто-франко на Дальнем Востоке России.

Депутат напомнил, что задача предоставить Владивостоку статус свободного порта с привлекательным, облегченным таможенным режимом была обозначена президентом России Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию РФ в декабре 2014 года.

– Комитет Госдумы по экономической политике поддерживает эту инициативу, – подчеркнул Аксаков. – Законопроект позволит создать благоприятные условия для увеличения темпов социально-экономического развития Приморского края и Дальнего Востока.

Льготы кроются в деталях

Только на уровне Госдумы стали известны конкретные детали преференций, которыми будут привлекать во Владивосток потенциальных инвесторов.

Для снижения финансовой нагрузки законопроект устанавливает пониженные тарифы страховых взносов для организаций или индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидентов свободного порта. Сумма страховых взносов составит 7,6 %, из них 6 % идут в Пенсионный фонд, 1,5 % – в Фонд социального страхования, 0,1 % – в Фонд обязательного медицинского страхования.

Выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов будут компенсированы за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам этих фондов.

Что касается третьего законопроекта, то он также направлен на создание благоприятных условий для увеличения темпов социально-экономического развития Приморского края и Дальневосточного федерального округа.

Изменения в Налоговом кодексе РФ предусматривают для резидентов свободного порта льготы и преференции. В их числе по налогу на прибыль: первые пять лет применяется пониженная ставка не более 5 %; в течение пяти последующих лет применяется налоговая ставка не менее 12 % (из них 2 % идут в федеральный бюджет, не менее 10 % – в региональный). По налогу на имущество организаций – освобождение от уплаты налога; по земельному налогу – освобождение от уплаты налога; по отчислениям во внебюджетные фонды – понижение совокупных отчислений с 30 % до 7,6 %.

Против только трое

В итоге законопроект «О Свободном порте Владивостока» был принят в первом чтении подавляющим большинством голосов: «за» высказались 435 из 438 депутатов. Внесение необходимых изменений в Налоговый кодекс РФ поддержали 428 человек.

Впереди у парламентариев еще два обсуждения – во втором и третьем чтении. Можно предположить, что они окажутся не менее продуктивными. Ведь даже то, то предлагают депутаты из фракции коммунистов, направлено на расширение возможностей порто-франко во Владивостоке и улучшение условий жизни дальневосточников. И с этим никто не спорит.

Будущий закон отправится на подпись к президенту России после 12 июля.

Комментарий

Глава Владивостока Игорь Пушкарев:

– Скажу главное: закон очень важный, он имеет колоссальное значение для будущего Владивостока. Его в сжатые сроки подготовили и обсудили в разных инстанциях, теперь с ним работают депутаты Государственной думы России.

Мы решаем общую задачу – выйти на новый виток развития, сделать Владивосток полноправным партнером в АТР. Цель амбициозная, и мелкими изменениями существующих законов не обойтись. Задачу может решить только революционный закон.

Что с введением статуса свободного порта изменится для простых людей? Прежде всего появится больше выбора и больше возможностей во всем. Будет больше предложений на рынке труда, выше зарплата, в том числе за счет налоговых льгот. Развивается экономика – развивается и социальная сфера: детские сады, школы, скверы, парки. Больше возможностей в плане образования, медицинских услуг. И новые перспективы – жить в еще более красивом, активном городе, реализовать себя в работе, карьере, творчестве.

Автор: Николай КУТЕНКИХ