На сцену вернули настоящего человека

Фестиваль «На страже мира» прошел в Приморском театре оперы и балета

13 май 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3733 (67) от 13 май 2015

Главными событиями фестиваля «На страже мира», состоявшегося в праздничные майские дни, когда вся страна отмечала 70-летие Победы, стали премьера оперы Сергея Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» и первое в истории края выступление Приморского детского сводного хора.

Опера, восстановленная из небытия

Историю Алексея Маресьева, летчика, преодолевшего невозможное и вернувшегося к полетам после ампутации ступней, рассказал писатель Борис Полевой в романе «Повесть о настоящем человеке» (в романе его герой носит фамилию Мересьев). Вышедшая в 1946 году книга произвела неизгладимое впечатление на Сергея Прокофьева. Писать оперу по роману Полевого он начал в 1947 году, а в 1948-м уже состоялась премьера. К сожалению, масштаб и величие этой работы современники не смогли оценить. Опера оказалась забытой.

По большому счету, «Повесть о настоящем человеке» в полной версии, поставленная во Владивостоке, была впервые показана в масштабах всей России. Как объяснил худрук театра оперы и балета Антон Лубченко, который четыре года работал над восстановлением авторской партитуры произведения, ранее на сценах театров показывались только отрывки или урезанная версия. Меж тем, по словам Антона Владимировича, музыкальная актуальность оперы сегодня даже более очевидна, чем в 1948 году.

– Эта опера намного опередила свое время, – говорит Антон Лубченко. – Ее не поняли, не поняли то, как в одном произведении может совмещаться множество музыкальных стилей. Ведь здесь есть и русские песни, и русские хоры, и советская частушка, и все признаки авангардной музыки. Это единственная, пожалуй, опера из числа классических, посвященная тому времени, в котором она писалась. Этого до Прокофьева не делал никто.

Конечно, для людей, которые привыкли к классической опере, в то время было непривычно видеть на сцене своих современников. Прокофьев хотел показать подвиг русского человека, и это ему удалось.

Сегодня «Повесть о настоящем человеке» очень актуальна, ведь необходимо показывать молодому поколению наших, русских, героев. Мы просто обязаны рассказывать молодежи о таких людях, как Маресьев, так как очень важно любить свою страну.

Вернуть оперу Прокофьева на сцену было совсем не просто, потому что партитуры «Повести о настоящем человеке» не существует. По сути, Антону Лубченко пришлось составлять ее из существующих рукописных записей Прокофьева и авторизованной композитором, но все же с массой недоработок оркестровки Павла Ламма. Только после сопоставления всех существующих источников стало возможным создание полной, наиболее приближенной к авторской версии оперы.

Режиссер Иркин Габитов, осуществивший постановку оперы на сцене Приморского театра оперы и балета, подчеркнул, что он осознавал всю масштабность и сложность задачи.

– Прокофьев написал три оперы о войне: «Война и мир», «Семен Котко», «Повесть о настоящем человеке», – рассказывает Иркин Габитов. – Это колоссальный вклад в военную тематику, в тему патриотизма. Только сейчас это начинает оцениваться. Вообще, в мире к Прокофьеву особое отношение, сейчас многие театры, многие менеджеры заинтересованы в пропаганде музыки Прокофьева, его произведения звучат в лучших театрах мира. Можно сказать, что «Повесть о настоящем человеке» – это в каком-то смысле очень кинематографичная опера. Прокофьев долгое время работал с Эйзенштейном в Алма-Ате во время войны на съемках фильма «Иван Грозный», потом «Александр Невский» и очень близко познакомился с режиссером. И в этой опере хорошо видны кинематографические приемы, раскадровка. Есть картины, которые идут 3 минуты, и такие, которые идут 15 минут. А динамика и перемена мест требуют делать остановки. Поэтому нам пришлось тоже в каком-то смысле использовать приемы кинематографа, ввести в постановку современные технические достижения. Например, на экране мы даем виды заснеженного леса, крупно показываем письма героя… Ведь важно не то, отрезали Мересьеву на сцене ноги или нет, важно то, как он это переживает, как снова находит смысл жизни, борясь с самим собой.

Зрители, собравшиеся 7 мая на премьеру оперы «Повесть о настоящем человеке», особо оценили работу художника-поставщика Петра Окунева. А работа его была совсем непростой.

– В опере Прокофьева все совсем по-другому, не так, как, скажем, в «Тоске». Там нет ничего, что может быть красивым, в восприятии классическом, оперном. Например, там есть эпизоды в лесу, в землянке, которую вообще невозможно представить себе на огромной сцене Приморского театра! – объясняет Петр Окунев. – А чего стоит работа над эпизодом «Мертвое поле», когда Мересьев ползет по полю битвы, которое все усеяно трупами. Не буду рассказывать, как мы это сделали, скажу только, что это было очень непросто.

О сложностях работы над оперой говорил и исполнитель партии главного героя – Алексея Мересьева – солист Мариинского театра Владимир Мороз.

– Первые две картины, – сказал Владимир Мороз, – написаны для одного голоса, баса-баритона или драматического баритона, а последние картины должен, по сути, петь тенор. Это серьезный вызов для вокалиста. Нужно хорошо владеть голосом, показать, что в одном голосе могут проявляться очень разные возможности. Драматически этот образ мне понятен, в моей жизни была ситуация, когда мне стало ясно, что значит преодолевать себя. Поэтому я работал над партией с интересом, с удовольствием!

Премьера «Повести о настоящем человеке» стала огромным событием в жизни театра, в культурной жизни не только Приморья, но и всей страны. В социальных сетях зрители оставляли восхищенные, изумленные отзывы, подчеркивали глубокое эмоциональное воздействие, которое произвела на них постановка.

Сила тысячи голосов. Детских

Вторым важным событием фестиваля «На страже мира» стало выступление Первого детского сводного хора Приморского края.

Напомним, что о возрождении детских хоров в России первым завел речь руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. Сводный детский хор России, выступавший на открытии Олимпиады в Сочи, стал плодом его упорной работы. Гергиев при поддержке президента России постарался сделать так, чтобы в каждом регионе были созданы сводные детские хоры.

В общероссийском сводном хоре принимали участие и юные вокалисты из Приморья. Позже несколько раз они выступали в Приморском театре оперы и балета. Например, в концерте, приуроченном к Дню славянской письменности и культуры, части которого транслировались на Красную площадь. Как отметил Антон Лубченко, Приморский край стал одним из первых регионов России, где был организован настолько масштабный сводный детский хор.

– В 2013 году благодаря Валерию Гергиеву был организован тысячный детский хор, началось создание больших коллективов, – рассказал руководитель сводного детского хора Приморского края Сергей Верешкин. – На Дальнем Востоке мы являемся одними из первых. Благодарим за поддержку Антона Лубченко, так как такую массу народа можно поместить, наверное, только в театре оперы и балета. Десять человек из нашего коллектива участвовали в выступлениях Всероссийского детского хора.

Наш полутысячный хор включает в себя 16 коллективов Приморского края из Владивостока, Находки, Фокино и других городов. Мы надеемся, что, несмотря на то что это первая ласточка, первый концерт, общими силами театра оперы и балета и наших детей мы справимся с поставленной задачей. Это не просто помпезное мероприятие, но нужное и необходимое начинание.

На своем первом выступлении полтысячи юных вокалистов перед полным залом зрителей исполнили песни и произведения Давида Тухманова, Александры Пахмутовой, Евгения Крылатова, Дмитрия Шостаковича. Когда нежные, звонкие детские голоса сливались в один и уносились под своды театра, многие в зале вытирали слезы – пение детского хора трудно сравнить с чем-либо еще по эмоциональному накалу, по той силе, с которой оно действует на зрителей…

«Сегодня в рамках концерта «Песни войны и мира» – одного из мероприятий фестиваля «На страже мира» – полтысячи приморских детей спело с нашим оркестром около десяти известных песен советского периода, а также – уже вместе с нашим хором и солистами – ораторию «Песнь о лесах» Дмитрия Шостаковича. Первый камень в фундамент создания тысячеголосого детского хора – прямого поручения Валерия Гергиева Приморскому краю – заложен сегодня», – написал на своей страничке в Фейсбуке Антон Лубченко.

 

Автор: Михаил НЕЩЕДРИН