Шампуньки, бициклы и никаких пробок

Дорожное движение во Владивостоке уже сто лет назад отличалось разнообразием и… аварийностью

29 апр. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3727 (61) от 29 апр. 2015

Первым общественным транспортом в нашем городе, понятное дело, были извозчики всех мастей. Столь же логично, что они вызывали недовольство обывателей, причем поводов было достаточно. Интересно, что количество жалоб никак не зависело от конкретного способа передвижения.

Лошадиный испуг как причина ДТП

Поначалу самым распространенным во Владивостоке «извозчичьим» видом транспорта были шлюпки, ходившие по бухте и заливу под парусами. Практически стопроцентно они принадлежали китайцам и название имели соответствующее – шампуньки (видимо, производное от «сампан» – плоскодонная лодка; слово «шампунь» в то время не употреблялось, поскольку самого этого продукта бытовой химии не существовало). В силу своей конструкции шампуньки были весьма ненадежными, и сообщения об их авариях, в том числе о столкновениях с более крупными судами, считались самыми обычными новостями. Пассажиры при этом тонули десятками в год.

Не менее опасным было и передвижение на более привычном транспорте – движимом лошадиными силами.

Газета «Дальний Восток» в октябре 1906 года сообщала (здесь и в приведенных ниже цитатах сохранена стилистика и орфография того времени. – Прим. ред.): «Вчера произошел ужасный случай… В пятом часу пополудни по Набережной улице проезжали на двуколке два нижних чина местного лазарета. Вдруг, как рассказывают очевидцы, лошадь подалась назад, и двуколка с солдатами стремглав полетела с откоса в пропасть. О происшедшем немедленно дано было знать полиции, которой, по прибытии, был произведен осмотр местности, куда полетели злополучные солдаты. Один из них найден убитым, другой с слабыми признаками жизни; лошадь найдена в нескольких шагах от солдат – убитой; одноколка разбита вдребезги».

Как отмечала газета, это был уже шестой случай падения экипажа с обрыва, поэтому пора было бы «озаботиться устройством ограды на Набережной».

А с появлением первых автомобилей возникла проблема их совместимости с гужевым транспортом. Корреспондент «Дальнего Востока» в марте 1907 года писал: «Не мешало бы обратить внимание кому следует на оставляемых на улице ломовых лошадей без присмотра. Зачастую возчик-китаец, занятый разгрузкой арбы, оставляет лошадь непривязанной. Пугливая китайская лошаденка, испугавшись чего-либо, пускается вскачь по улице. На днях по Светланской можно было видеть такую картину: лошадь, испугавшись промелькнувшего мимо нее автомобиля, вскочила на тротуар и помчалась по нему полным карьером. К счастью, на пути никто не попался, и дело обошлось благополучно. Будь в этот момент на улице дети, подобная скачка кончилась бы катастрофой».

Дорожно-транспортное недоразумение

В августе 1907 года городская дума решила наконец обсудить проект обязательного постановления о порядке движения по Владивостоку на автомобилях. Вызвано это было, конечно, не тем, что владельцы автомашин осложнили городской трафик, – до ежедневных аварий и гигантских пробок было еще далеко. Хотя именно тогда, в конце июля 1907-го, на углу улиц Посьетской и 1-й Морской случилось первое настоящее ДТП: автомобиль присяжного поверенного Преображенского встретился с экипажем генеральши Белой. Лошади испугались, бросились в сторону и перевернули карету, при этом госпожа Белая выпала из нее и получила ушибы. На Преображенского был составлен полицейский протокол, но он не считал себя виновным и написал в редакцию вот такое письмо:

«Г-н редактор! В № 155 газеты «Дальний Восток» в «Дневнике происшествий» сообщено, что мой автомобиль «наехал» на экипаж генеральши г-жи Белой, что в результате привело к причинению г-же Белой ушибов и к составлению на меня протокола.

Настоящая заметка уклоняется от истины. На моем автомобиле, без моего ведения, шофер из местного гаража повез на Эгершельд запасные части к другому автомобилю и на Посьетской улице повстречался с экипажем г-жи Белой. Лошади стали пугливо пятиться; шофер, весьма опытный в управлении автомобилями и имеющий надлежащий аттестат, остановил совершенно автомобиль. Несмотря на это, простой солдат, кучер г-жи Белой, сам впервые видевший автомобиль и, по-видимому, не менее лошадей испугавшийся его, не справился со своей ролью кучера и повалил экипаж набок, что и привело к столь печальным результатам, о которых я сам душевно соболезную.

К этому, пользуясь случаем, считаю долгом добавить, что недалеко то время, когда пройдет здесь трамвай, который при горных дорогах и большой затрате электричества на тягу будет сильно гудеть и в большей степени, чем автомобиль, пугать лошадей. Поэтому, я полагаю, не владельцы автомобилей должны, яко тать в нощи, скрываться по окраинам и трущобам, а владельцы лошадей должны применять выездку лошадей к культурным новшествам, для чего, конечно, необходимо иметь и кучеров поискуснее. Между тем даже по отношению к извозчичьим лошадям не принято пока никаких мер приучения их к автомобилям.

Присяжный поверенный Н.А. Преображенский».

Рысачить запрещается!

К тому времени императорским Управлением внутренних водных путей и шоссейных дорог был разработан общероссийский проект правил о движении автомобилей. Согласно ему каждая машина должна была быть освидетельствована в установленном законом порядке. Для авто частного пользования подобный «техосмотр» мог быть заменен выданным в месте изготовления машины «удостоверением в его безопасности» (сертификатом качества, как сказали бы сейчас).

Запрещалось развивать такие скорости, которые угрожали бы безопасному движению. В частности, для автомобилей общего пользования максимум ограничивался 25 верстами в час (около 27 км/час). А при проезде через населенные пункты тогдашних авто их скорость не должна была превышать «скорости большой конской рыси», то есть 20 верст в час.

В сентябре 1907 года были утверждены правила езды на автомобилях по Владивостоку. Вкратце они сводились к следующему. Лицо, желавшее пользоваться автомобилем, должно было подать в городскую управу заявление, в котором следовало указать: чертеж (или предоставить фото) транспортного средства, его размер, вес, систему двигателя, описание приборов для остановки экипажа и подачи сигналов, а также лицо, которому будет доверено управление. Разрешение на пользование авто городская управа выдавала только после испытания как машины, так и водителя: «Шоффером может быть только лицо вполне здоровое, и потому шоффер подвергается медицинскому осмотру». Автомобиль снабжался жестяной бляхой с номером, утеря которой, как и любая переделка в машине, требовала нового техосмотра.

Вес машины с пассажирами или грузом не должен был превышать 250 пудов (четыре тонны). Скорость движения по городу ограничивалась 12 верстами в час, автомобили должны были держаться правой стороны, езда их «вперегонку» запрещалась. Машины должны были уступать дорогу крестным ходам, похоронам, пожарным обозам, проходящим частям войск и арестантским партиям. Автовладельцев также обязывали принимать меры, чтобы лошади не пугались автомобилей.

Любопытно, что городская дума исключила из правил параграф, «гласящий о том, что у каждого автомобиля должно быть устроено особое приспособление, не дающее возможности пустить автомобиль в ход постороннему лицу».

Развлечение для «захудалых горожан»

Разумеется, введение правил не уменьшило числа аварий и других недоразумений с автомобилями.

В 1916 году газета «Дальний Восток» сообщала: «30 июня был задавлен мальчик – продавец газет; 3 июля на Светланской улице автомобиль № 32 сшиб некоего А.В. Скрипку, проезжавшего на велосипеде». В номере газеты 7 июля писали: «Жалуются на то, что шофера автомобилей требуют с пассажиров плату за проезд выше таксы. Приходится удивляться лишь на жалобщиков, которые не желают в подобных случаях обращаться к полиции».

Правда, не все нарушители уходили от наказания. В конце июля местные газеты сообщали: «На днях по поводу шофера, по фамилии Маречек, было экстренное заседание управы, на котором постановлено лишить его права езды на автомобилях во Владивостоке навсегда. Причина та, что Маречек был давно уже замечен как особо требовательный шофер относительно платы не по таксе и выезжал всегда на биржу без счетчика».

Между тем на городских улицах появились и «друзья собак» – велосипеды. Газета «Владивосток» еще в 1901 году сообщала: «Нам передавали, что во Владивостоке в непродолжительном времени образуется общество велосипедистов, или как принято теперь величать этот спорт – бициклистов. Что же, «пущай»; это полезное физическое развлечение весьма необходимо нам, захудалым горожанам, если, конечно, это общество не будет лишним предлогом и причиной для сборищ лейб-выпивательной компании. В предполагаемое общество уже записалось пятьдесят желающих, и дело стоит только за утверждением устава».

Но и столь, казалось бы, безобидное средство передвижения тоже приносило неприятности.

Газета «Далекая окраина» в марте 1907 года констатировала: «С наступлением весны по улицам появились господа велосипедисты, беспрепятственно разъезжающие по тротуарам. У многих нет даже звонков. Не мешало бы Гор. Управе выработать, по примеру других городов, правила для езды на велосипеде».

Порядок в конце концов навели, и в 1910 году «Дальний Восток» печатал такое объявление: «Влад. гор. управа приглашает лиц, желающих ездить на велосипедах по улицам города, прибыть с велосипедами к зданию Спортивного общества на берегу бухты Золотой Рог, 27 июня в 11 часов дня для испытания особой комиссией, после чего будет выдано разрешение и номер на право езды».

Добавим только, что после появления в городе трамвая в газетах все чаще стали встречаться описания наездов нового транспорта на извозчиков и пешеходов. Да еще изредка случались поражения электротоком, в основном лошадей. Прогресс, что и говорить, не остановим…

По материалам газет из архива Общества изучения Амурского края

  

Автор: ​Иван ЕГОРЧЕВ, действительный член Русского географического общества