Наследники Карацупы

Специальный репортаж «В» с заставы, которая носит имя легендарного пограничника

29 апр. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3727 (61) от 29 апр. 2015

25 апреля исполнилось 105 лет со дня рождения Героя Советского Союза Никиты Федоровича Карацупы. Накануне корреспондент «В» побывал в Октябрьском районе на заставе «Полтавка», где с 1933-го по 1939-й год служил Карацупа.

С 2007 года, после перехода погранвойск на контрактную службу, застава получила статус отделения Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю.

У каждого своя слава

Каменное здание заставы постройки 1903 года прекрасно сохранилось. И несмотря на почтенный возраст, простоит еще столько же, а то и больше. Умели же строить при «проклятом царизме»!

До установления советской власти на Дальнем Востоке здесь располагалась таможня. Большевики переориентировали крепкое двухэтажное строение под погранзаставу: близость границы с Китаем обязывала. Как рассказал «В» начальник отделения капитан пограничных войск Сергей Ювкин, когда-то из здания на улицу вел подземный ход, по которому в случае штурма можно было скрытно покинуть помещение и нанести внезапный удар по противнику. Но в 1970-х его засыпали в целях безопасности.

Еще недавно фасад здания украшал двуглавый орел – герб царской России. Он провисел над парадным входом сто лет, а потом его срубили по приказу бывшего начальника Пограничного управления: он посчитал символ самодержавия неуместным на объекте российских погранвойск. Сегодня генерала на заставе помнят только из-за этого приказа. Иных следов в скрижалях времен он не оставил.

Иное дело Герой Советского Союза вожатый служебных собак Никита Карацупа, навечно зачисленный в списки личного состава заставы «Полтавка» приказом начальника войск Краснознаменного Тихоокеанского пограничного округа. На втором этаже здания, в комнате боевой славы, стоит аккуратно заправленная кровать прославленного защитника границы. Над кроватью – его портрет и краткое напутствие пограничникам, наследникам Карацупы.

Сюда по давней традиции приходят все, кто только начинает служить, чтобы познакомиться с историей подразделения. В комнате боевой славы частенько можно увидеть студентов и школьников из всего Приморья: народная тропа на заставу имени Никиты Карацупы не зарастает. Иногда к пограничникам приезжают артисты. Застава открыта для посетителей с добрыми намерениями. Правда, попасть на ее территорию можно только после получения соответствующего разрешения от руководства.

Желающих много. Берут не всех

Сегодня в отделении служат только контрактники: старшины, прапорщики и офицеры. В основном это жители Приморья, но есть и приезжие из западной части России, например, прапорщики Алексей Устинов и Александр Преображенский, оставшиеся служить по контракту после прохождения срочной. Большинство военнослужащих – семейные люди, семьи проживают в близлежащих городах и поселках. Очень удобно: выходные дни пограничники могут провести с женами и детьми.

По словам Сергея Ювкина, вверенное ему отделение укомплектовано на 85 процентов. Но не потому что нет желающих служить на границе. Наоборот, престиж «зеленых фуражек», как и прежде, очень высок. Просто требования к претендентам на контрактную службу очень серьезные: здесь и отменное здоровье, и наличие образования (как минимум среднего технического), и, конечно же, отсутствие проблем с законом.

– Количество кандидатов, изъявивших желание служить, и количество тех, кто проходит отбор и доходит до конечной точки, кардинально различается. Соотношение примерно один к трем. Чем привлекает служба на границе? Прежде всего стабильностью в денежном довольствии, социальном и пенсионном обеспечении, что немаловажно в наше время. А еще это и определенный, достаточно значимый статус в обществе, и возможность приобретения жилья, – рассказывает капитан Ювкин.

…Я-то думал, что служба на границе – это прежде всего долгие часы засады при любой погоде, погони со стрельбой и эффектное задержание иностранного лазутчика. Вот вражина уже пересек контрольно-следовую полосу, расслабился на нашей земле, полагая, что избежал встречи с пограничниками, а тут ему ствол автомата в спину и грозная команда «Руки вверх!»… А оказалось, что романтикой здесь и не пахнет. Для пограничников охрана границы – обыкновенная работа.

Для некоторых застава становится вторым домом. Например, водитель отделения прапорщик Вячеслав Лепешкин на границе уже 21 год. Отслужил срочную и навсегда связал свою судьбу с Приморьем и пограничными войсками, резонно решив, что от добра добра не ищут. Со временем женился, родил детей, в Полтавке у него свой дом. Что здесь еще можно добавить? Когда на работе стабильность, а за спиной надежный тыл, наверное, это и есть мужское счастье.

Сколько собак, столько и мнений

Не секрет, что у обывателей слово «граница», благодаря фильмам про шпионов, неизменно ассоциируется с хитрыми и опасными нарушителями, прозорливыми и находчивыми пограничниками, которые «зорко охраняют мир и красоту». И еще со служебными собаками. Смешно? Напрасно. Все эти ассоциации точно отражают будни пограничной службы.

Питомник служебных собак – самое оживленное и шумное место на заставе. Здесь ежедневно тренируют четвероногих помощников пограничников, здесь же, в вольерах, собаки и живут.

Животные для службы на границе поступают из учебных центров и кинологических школ. Одна из таких школ находится в Находке. На днях оттуда привезли двухмесячного щенка немецкой овчарки. Малыша называли Рембо. Он еще совсем кроха, но по мощной структуре тела и агрессивному поведению видно, что вырастет отменный служака. На питание одной служебной собаки, к слову, уходит около 150 рублей в сутки. В меню мясо, злаковые, витамины. Щенки получают дополнительно молоко и творог для укрепления костей.

По многолетней традиции пограничники работают с немецкими овчарками. Но в последнее время к охране границы стали все чаще привлекать овчарок бельгийских.

– Считается, что эти собаки гораздо выносливее и активнее, чем те же немцы. Якобы бельгийцы более агрессивны и лучше поддаются дрессировке. Но мое личное мнение: немцы все-таки лучше. У них и экстерьер красивее, и выглядят они более респектабельно, – делится Сергей Ювкин.

Прапорщик Андрей Воронков из Уссурийска еще до призыва в армию из книг и газет знал, кто такой Никита Карацупа и чем он знаменит. Но на его решение остаться на границе после дембеля повлияли именно собаки.

– Я нашел себя в кинологии. В детстве хотел стать ветеринаром, чтобы лечить животных, как доктор Айболит, но на гражданке не получилось. А на заставе моя мечта почти сбылась, – объясняет он.

Андрей Воронков – вожатый бельгийской овчарки. Ему уже доводилось работать с восточноевропейской и немецкой овчарками. По словам прапорщика, немецкие овчарки, особенно суки, очень покладистые, тем не менее он отдает предпочтение бельгийцам.

– Эта собака сильная, характерная, хорошо работает по следу. Легко может пробежать пять километров со скоростью примерно 40 км в час. И еще меня за собой тащит. Настоящих задержаний у моей собаки еще не было, пока только тренировки. Но мы всегда готовы выйти на границу и задержать нарушителя, – улыбается прапорщик Воронков.

А на вопрос, нравится ли ему служить, отвечает прямолинейно:

– Я уже три раза продлевал контракт. Если бы не нравилось, я бы не остался. Да, здесь нелегко, но где сейчас легче?

Граница – не кино

Сегодня на заставе живут четыре служебные собаки. Срок их службы на границе – восемь лет, а самый работоспособный возраст – с четырех до семи лет. После чего четвероногих бойцов списывают и либо отдают в добрые руки, либо вожатые забирают их себе домой. Трудно расстаться с другом, с которым много лет ходил в дозор, который тебя защищал в трудную минуту и оберегал покой и сон всей страны. Без преувеличения. Пограничная собака – это «лицо» вожатого, его второе «я». Как сказал капитан Ювкин, даже при всей нынешней насыщенности границ хитроумными датчиками слежения и локаторами, которые видят ночью и в тумане, собака была, есть и, наверное, еще долго будет незаменимым напарником пограничника. По его словам, служба на заставе зачастую зависит именно от собаки, от качества ее работы. Честно говоря, если бы не Мухтары, Рексы, Джульбарсы, то многих задержаний могло бы и не быть.

В апреле этого года прапорщик Александр Преображенский и его собака Герда не дали уйти в Китай гражданину России. Задержанный перебежчик признался, что он направлялся в Поднебесную… в поисках лучшей доли. Оказалось, что у него за кордоном живут знакомые, которые обещали содействие в трудоустройстве с хорошей зарплатой. Удивительный случай, не правда ли? Раньше я полагал, что это китайцы стараются осесть в нашей стране по той же причине. И как тут не вспомнить поговорку «хорошо там, где нас нет»…

Китайцы тоже забредают на территорию России. Как правило, во время рыбалки или охоты. Подобные ситуации пограничники называют «стандартными». В 2014-м на участке погранотделения имени Карацупы границу случайно пересекли три гражданина КНР. Все они были задержаны и возвращены на родину. Свою роль в их задержании сыграли и служебные собаки.

…Мне не повезло. В день моего визита на заставу не было лихих погонь за шпионами со стрельбой, не было и задержаний – словно в подтверждение слов капитана Сергея Ювкина о снижении количества нарушений границы. Но, наверное, оно и к лучшему: вал негатива на газетных полосах и ТВ-экранах уже надоел. Поэтому страсти-мордасти «про шпионов» оставим для киношных героев.

Владивосток – поселок Полтавка – Владивосток

Исторический факт

У Никиты Карацупы было несколько служебных собак, все они погибли, и у всех было одно имя – Индус. Однако в середине 1950-х годов Советский Союз начал налаживать контакты с Индией, поэтому в публикациях о подвигах Карацупы в собачьей кличке Индус букву «д» заменили на «г». Чтобы не обижать индийских товарищей. За 20 лет службы на границе Карацупа вместе со своими Ингусами задержал 338 нарушителей и уничтожил 129 шпионов и диверсантов, не сложивших оружие.

  

Автор: Сергей КОЖИН