135 лет в пути

Дальневосточное морское пароходство отмечает юбилей

22 апр. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3723 (57) от 22 апр. 2015
b2d78a7d41510af4832795cc78d86deb.jpg

Ровно 135 лет назад, 25 апреля 1880 года, во Владивосток из Одессы прибыл пароход Добровольного флота «Москва» с переселенцами и грузами, необходимыми для освоения Дальнего Востока. Один из его пассажиров, сотрудник российского общества Добровольного флота Василий Есипов, сойдя на берег, открыл местное агентство Доброфлота.

На памятнике морякам торгового флота, установленном в центре Владивостока, высечены слова – «Когда опасность Родине грозит, торговый флот становится военным».

Это событие стало началом славного пути Дальневосточного морского пароходства.

Маршруты цивилизации

В 1890 году, в период правления российского императора Александра III, услугами Доброфлота воспользовался великий русский писатель Антон Павлович Чехов. В своих заметках о путешествии он писал, что «с приходом во Владивосток судов Доброфлота сюда пришла цивилизация, связавшая центральную часть страны и ее самую отдаленную окраину».

Благодаря торговому флоту ведущей морской транспортной компании на Тихом океане происходило освоение и развитие прибрежных территорий, строилась оборона дальневосточных рубежей страны. ДВМП обеспечивало доставку грузов и пассажиров в порты и портопункты Чукотки, Корякии, Камчатки, Колымы, Сахалина, осваивало Восточную Арктику, а на рубеже XIX – XX веков взялось за экспортно-импортные перевозки.

Уже за первые несколько десятилетий своего существования компания сумела решить целый ряд задач, равновеликих и по своему значению, и по сложности осуществления. Наряду с установлением прочной транспортной связи между Европейской Россией и ее тихоокеанским побережьем началось выполнение регулярных рейсов между зарождавшимися портами российского Дальнего Востока и портами сопредельных государств, в первую очередь Японии, Кореи и Китая.

Трудностям вопреки

История компании неразрывно связана со становлением российской государственности на Дальнем Востоке, а значит, и со всеми жестокими испытаниями, через которые проходила страна в первой половине XX века: с Русско-японской войной, блокадой российских дальневосточных портов, Гражданской войной, приведшей практически к полному уничтожению торгового флота в регионе, с энергичным восстановлением народного хозяйства и следом – с еще более жестокой Второй мировой войной.

Именно суда ДВМП перевезли подавляющую часть ленд-лизовских грузов в годы Великой Отечественной. И не только на Тихом океане, но и в Атлантике. Пароходы и ледоколы ДВМП участвовали в легендарных конвоях PQ, в том числе и в печально известном конвое PQ-17 (описанном в романе Валентина Пикуля), когда танкеры «Донбасс» и «Азербайджан» – со множеством повреждений от вражеских торпед – дошли до порта назначения с такими нужными для воюющей страны грузами на борту.

Стратегически важно

И в мирное время морской транспорт не раз оказывался на острие выполнения стратегических задач. В начале 60-х, в разгар Карибского кризиса, теплоходы ДВМП доставляли грузы на Кубу. Через 10 лет безотказно и беспрерывно начал действовать транспортный мост, соединивший Владивосток с портами воевавшего за свою свободу Вьетнама.

В послевоенные годы пароходство за свой труд и успехи было награждено орденами Ленина и Октябрьской революции.

В 70-е годы резко возросла роль Дальневосточного морского пароходства в международных перевозках в Азиатско-Тихоокеанском регионе, началось освоение контейнерного сервиса и создание собственной агентской сети, которую сегодня можно назвать глобальной. Уже в те годы пароходство представляло собой грандиозную структуру, включавшую в себя, помимо 250 единиц флота, четыре судоремонтных завода и более десятка портов, разбросанных на огромной территории – от Посьета на юге Приморского края до заполярного Певека. В состав предприятия входило порядка 70 тысяч человек, в том числе более 20 тысяч плавсостава.

Пройдя вместе со всей страной в начале 90-х годов коренную перестройку, компания сменила тип собственности, став из государственного предприятия открытым акционерным обществом. Изменилось многое. Самостоятельными предприятиями стали порты и судоремонтные заводы. Произошло сокращение количественного состава флота (в первую очередь за счет списания старых судов) при одновременном улучшении его качественных параметров и увеличении размеров судов.

Это наши люди!

Пароходство гордится не только славной историей, но и своими кадрами.

Почетными гражданами Владивостока становились Виктор Миськов, прошедший путь от помощника капитана до первого генерального директора ДВМП; Анна Щетинина – первая в мире женщина – капитан дальнего плавания, при жизни ставшая легендой; Михаил Дардыкин – директор Владивостокского судоремонтного завода; Вадим Абоносимов – прославленный капитан ледоколов.

Министрами и руководителями морского флота СССР, Министерства транспорта РФ, Росморфлота становились Юрий Вольмер, Николай Цах, Александр Луговец, Сергей Франк и многие другие.

Не счесть трудившихся здесь Героев Советского Союза и Социалистического Труда, кавалеров многих, в том числе и зарубежных, наград, лауреатов государственных премий.

Династии, чей совокупный морской стаж превышает возраст пароходства, капитаны, штурманы, механики, радиооператоры, боцманы, мотористы, матросы и обслуживающий персонал – это основа старейшего предприятия Приморья.

Справка «В»

Сегодня Транспортная группа FESCО, головной компанией которой является ДВМП, – одна из крупнейших в России частных транспортно-логистических компаний с активами в сфере портового, железнодорожного, интегрированного логистического и шипингового бизнеса. Здесь трудятся тысячи высококвалифицированных специалистов.

Активы холдинга включают в себя морской транспортный и ледокольный флот, железнодорожного оператора, представленного брендами «Трансгарант» и «Русская Тройка», Владивостокский морской торговый порт (ВМТП), парк контейнеров, автомобильные контейнеровозы, сеть сухих терминалов в России.

Агентская сеть имеется более чем в 40 странах мира. Это позволяет привлекать и перевозить грузы по всем морям и океанам, хотя, как и прежде, в приоритете остаются перевозки в самом масштабном – Азиатско-Тихоокеанском – регионе и каботажное обслуживание Дальнего Востока и Восточной Арктики.

FESCO является лидером контейнерных перевозок через Дальний Восток РФ на внешнеторговых морских линиях в АТР, на каботажных морских линиях и по железной дороге, а также крупнейшим оператором контейнерных терминалов в России после Санкт-Петербурга.

Флот включает в себя 22 современных транспортных судна. Преимущественно они осуществляют перевозки на собственных морских линиях. В управлении FESCO на правах долгосрочной аренды находятся четыре ледокола, которые обеспечивают безопасность мореплавания по всем северным морям региона.

ВМТП, с грузооборотом более 7 миллионов тонн в год, является крупнейшим налогоплательщиком во Владивостоке. Все время в пути со всевозможными грузами находится почти 18 тысяч железнодорожных вагонов и платформ. Используя инновационные технологии по доставке грузов, FESCO заняло около половины рынка перевозок груженых контейнеров через приморские порты из стран Юго-Восточной Азии в Европу.

Занимая лидирующие позиции в регионах своего присутствия, как и 135 лет назад, FESCO надежно обеспечивает торговую связь восточных и западных рубежей России с крупнейшими экономическими центрами мира.

Социальная ответственность FESCO

Как и все предыдущие годы, компания активно занимается социальной деятельностью. Приоритетными направлениями являются:

– «Образование и дети» – поддержка в регионах присутствия FESCO средних и высших учебных заведений, помощь детским лечебным учреждениям и интернатам, детям-инвалидам, многодетным семьям, учебным заведениям и лечебным учреждениям для детей-сирот;

– «Персонал» – развитие персонала, улучшение условий труда, расширение социального пакета, взаимодействие с профсоюзами, развитие корпоративной культуры, создание новых рабочих мест;

– «Исторические традиции» – изучение, сохранение и пропаганда исторического наследия FESCO, благотворительная помощь защитникам Отечества, проведение совместно с региональными властями и организациями общественно значимых мероприятий.

Ключевые социальные проекты и программы FESCO в Приморье:

– детский онкогематологический центр – выделены денежные средства на приобретение медицинского оборудования, ремонт амбулаторного отделения онкоцентра и проведение праздничных мероприятий (большая часть средств выделена благодаря реализации проекта «Благотворительность вместо сувениров»: сокращены бюджеты компаний группы FESCO на рекламно-сувенирную продукцию, высвобожденные средства направлены на благотворительность);

– средняя школа № 6 во Владивостоке – завершен 10-летний проект переоснащения и модернизации подшефной порту школы, она приобрела новый облик: построен дополнительный этаж, классы оборудованы компьютерной и проекционной техникой, работают теле- и радиостудия, цифровая библиотека, завершена модернизация школьного планетария, аналогов которому нет в Сибири и на Дальнем Востоке;

– Дальневосточный федеральный университет – подписаны договоры о стратегическом партнерстве;

– развитие социального партнерства, взаимодействие с профсоюзами;

– поддержка ветеранских организаций ДВМП и ВМТП – одних из крупнейших общественных организаций в крае, объединяющих в своих рядах свыше 3,3 тысячи человек, в том числе 250 ветеранов ВОВ и 279 тружеников тыла: выделение средств на курортно-санаторное лечение, лекарства, материальную помощь, дополнительное пенсионное обеспечение;

– содержание и ремонт мемориалов ДВМП на Морском кладбище – мемориала погибшему в 1981 году экипажу т/х «Комсомолец Находки», мемориала «Скорбящая чайка», где захоронены погибшие моряки с теплоходов «Тавричанка, «Тикси» и «Большерецк»; исторические и наградные экспозиции в зданиях компаний, в историческом фонде Дальневосточного морского пароходства.

ОАО «Дальневосточное морское пароходство» является генеральным спонсором хоккейного клуба континентальной хоккейной лиги «Адмирал». 

 

Автор: Николай КУТЕНКИХ