Полпред президента взял Русский. Под опеку

Cоздание инновационного центра на острове Русском и развитие острова Уссурийского под Хабаровском на границе с Китаем будет курировать полпред президента России в ДВФО, вице-премьер правительства РФ Юрий Трутнев. Обе территории должны стать визитными карточками Дальнего Востока в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

26 июнь 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3560 (92) от 26 июнь 2014
d442a79c9d336bb5825f2a9f37e6260e.jpg

Юрий Трутнев прочит острову роль локомотива экономики всегоДальнего Востока

Острова Русский и Уссурийскийне только в числе первых приоритетных проектов развития региона, но и станутлокомотивом для поднятия экономики на соседствующих территориях. С помощьюавторитета, опыта и профессионализма полпреда удастся быстрее привлечь ученых смировым именем для научно-исследовательского центраРусского,а также создания рекреационной зоны на острове Уссурийском, которыйпоровну делят две соседние страны.

О кураторстве двух территорийопережающего развития Юрий Трутнев рассказал корреспонденту «В» после осмотраплощадки транспортно-логистического центра вНадеждинском районе и посещения кампуса Дальневосточного федеральногоуниверситета.

– В Надеждинском районепланируется строительство сухого порта, – рассказал об увиденном Юрий Петрович.– Современный логистический центр предназначен для перевалки, складирования ираспределения по направлениям различных грузов и позволит частично разгрузитьявно перенасыщенный Владивосток. Проект находится в высокой степени готовности.Ни у кого из экспертов не возникло сомнений, что именно сухой порт станетпервой реализованной территорией опережающего развития на Дальнем Востоке.Проект получит поддержку на всех уровнях власти.

На прошедшем во Владивостокезаседании расширенной коллегии Минвостокразвития речь шла еще онескольких проектах в Приморье. В Михайловском районе получит развитиеагропромышленный комплекс. Затрагивались вопросы строительства нефтехимическогокомбината в Партизанском районе. Обсуждалась возможность строительстваВладивостокской кольцевой автодороги, а также транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Каждый из обозначенных проектов находится в разнойстепени готовности, но работать будем по каждому из них.

В продвижении проектов для их реализации все ответственные стороныдвигаются достаточно динамично, несмотря на сомнения некоторых коллег изправительства РФ по поводу территорий опережающего развития (ТОР) на ДальнемВостоке. Но есть и поддержка: нашими наработками уже хотят воспользоваться вдругих регионах, есть идеи создавать ТОРы в Сибири и на севере страны, а может,и по всей России.

– Юрий Петрович, как вы относитесь к строительству открытогоугольного порта в бухте Теляковского в Уссурийском заливе? У жителей Приморьяесть беспокойство по поводу его экологической защищенности.

– Мне приходилось слышать обэтом проекте. У меня и моих коллег также есть вопросы по этому угольномутерминалу. Причем они связаны не только с экологией или с нежеланием угольщиковприслушаться к мнению местного населения. По соседству планируется разместитьрыбный кластер и рыбный порт. Поэтому я дам поручение министерству природныхресурсов самым тщательным образом отслеживать все вопросы экологии припроектировании этого проекта. Также проведем совместное обсуждение спривлечением журналистов, экологов и представителей власти. Даже при малейшейэкологической угрозе мы общими усилиями не дадим запустить данный проект.

– Появится ли озвученная ранее особаяэкономическая зона на базе завода «Соллерс» воВладивостоке?

– Режим особой экономическойзоны появится обязательно, такое принципиальное решение уже принято. Теперь егонадо узаконить в Минэкономразвития. Но это проблему не решит. Правительствуприходится субсидировать железнодорожные перевозки готовой автомобильнойпродукции из Владивостока в центральную часть России, где находятся основные покупатели. Это вызывает определенныеэкономические сложности. Но проект без поддержки не останется, хотя бы потому,что он уже состоялся – там работают люди, вносится вклад в экономику региона,платятся налоги в бюджеты. Будем выводить их на прибыльный уровень. А это можносделать, только выпуская такую продукцию, которая будет востребована и на самомДальнем Востоке.

– А когда заработает заводэлектротехнических изделий «Hyundai» под Артемом?

– Своевременному открытиюзавода помешало отношение к проекту со стороны российских партнеров. Ведьпродукцию этого предприятия планировалось выпускать под заказы наших компаний,которые занимаются электрическими сетями. Было подписано соглашение, построензавод. И в этот момент сетевики отказались от сотрудничества и покупкизаказанных изделий якобы из-за экономических трудностей. Ноэто же непорядочно. Они не только подвели своих южнокорейских партнеров,поскольку не держали слово, но и наносили удар по репутации РоссийскойФедерации. Руководители сетевых компаний одумались и заверили корейскую сторонуо выполнении всех обещаний.

Ответственное отношение кработе, к партнерским отношениям, к сотрудничеству с зарубежными иотечественными компаниями станет основополагающим.

И я буду добиваться от всехвыполнения принятых на себя обязательств. Это касается и чиновников. Есличеловек провалил дело или не состоялся в какой­либо должности, значит, надозаканчивать с государственной службой и подыскивать себе другую работу. И сомногими назначенными ранее, но не справившимися со своими обязанностями уже безсожаления расстались. Конечно, надо привлекать к работе молодых образованных,инициативных людей и желательно с дальневосточными корнями. Я, кстати,сталкивался несколько раз в Москве с профессиональными специалистами, которыекогда-­то переехали в столицу, но в душе себя считают дальневосточниками. Может,еще плохо ищем, но от талантливых, честных и компетентных сотрудниковотказываться не будем.

– Как будет развиваться Дальний Восток:весь регион сразу или в определенных точках?

– Невозможно сразу повыситьинвестиционную привлекательность для всей территории. Некоторые же ТОРы ужеможно запускать в работу. Знаю по опыту, что быстрых решений в таких вопросахне существует. Пока у нашей командыесть определенный кредит доверия со стороны руководства страны и местногонаселения. Нужны не разговоры, а готовые результаты. Через год, максимум черездва. Формально уже сейчас сделано многое. Но привело ли сделанное к конкретномуулучшению жизни на Дальнем Востоке? Конечно, нет. Поэтому к территориямопережающего развития будем подтягивать все остальное.

– Скажите свое мнение о шансахинновационного центра на острове Русском.

– Сам кампус, окружающие егоморе, природа, ландшафт – просто замечательные. Такого нигде в мире нет, это правда.А вот сам университет... Ему еще только предстоит достичь такого уровня, чтобылюди со всего мира хотели в него поступить. Но пока ДВФУ даже не приблизился кмировому TOP-рейтингу. Наша общая задача – скорее добитьсятакого результата. На Русском необходимо создать комплекс, нацеленный насоздание лучших научных и технологических разработок, на выпуск уникальных и неимеющих аналогов товаров. Потребуется создать сам наукоград, в который быстремились лучшие молодые умы – отечественная и зарубежная молодежь. Надоотработать механизм финансирования, подготовить условия. И тогда «умникам иумницам» не придется искать дорогу в Силиконовую долину, искать счастья заокеаном. Они будут знать, что найдут себе достойное применение на Русском.Смогут воплотить в жизнь свои проекты. В выигрыше будут сами участники, научнаяшкола, Владивосток и Россия. Сразу скажу, что такой работы по сбору интеллектуальных ценностей в нашей стране еще не было, да ив мире примеров немного. Сейчас мы формируем техническое задание для созданияконцепции. В начале июля в Москве состоится детальное совещание по всейпроблематике вопросов, на которое соберутся все заинтересованные стороны, в томчисле и из Владивостока, позовем экспертов из других стран. Полпредстводоговорилось с руководством города о том, что земельные ресурсы будут выделеныпод данный проект.

– В южном Приморье на участке в 100 снебольшим километров реализуется с десяток крупных промышленно­-транспортныхпроектов. Каждый из них успешно проходит экологическую экспертизу. Но несуществует комплексной оценки воздействия всех объектов на природу...

– Совершенно согласен. Естьмасса примеров, когда один проект безвреден, но вместе с подобными ужепоявляется нагрузка на природу, инфраструктуру, социальные условия жизни людей.Проведение подобной оценки является прерогативой субъекта федерации. Но еслинеобходимо, то и я готов подключиться.

– Вроде все правильно говорите и делаете,а жизнь на Дальнем Востоке существенно не улучшается. Как и прежде, людиуезжают из региона. Теперь даже рабочих рук не хватает и инвесторы дляреализации своих проектов на Сахалине, в Якутии, Магаданской области, Приамурьеи Приморье привлекают гастарбайтеров.

– Надо добиться конкретных результатов. В какой сфере? Яуверен, что в первую очередь в экономике. Экономика подтягивает все остальныесферы и другие виды деятельности – жилищное и дорожное строительство,инфраструктуру, финансы, культуру, спорт.

Автор: Николай КУТЕНКИХ