Эти страшные буквы

ЗПР – аббревиатура известная, вероятно, всем родителям. Потому как этот диагноз выставляется нашими психиатрами достаточно щедро. Но всегда ли обоснованно? По словам самих специалистов, задержка психического развития – явление сложное и не всегда столь однозначное.

4 июнь 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3548 (80) от 4 июнь 2014

Стоит ли родителямпугаться диагноза ЗПР?

Есливыражаться исключительно языком психологов и психиатров, ЗПР относится кразряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточноеместо между нормой и патологией. Дети с ЗПР не имеют таких тяжелых отклонений,как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения,двигательной системы. Показатели задержки развития чаще всего выражены впроблемах с памятью, вниманием, мышлением, речью, развитием эмоциональнойсферы. Основные трудности, которые дети с ЗПР испытывают, связаны прежде всегос социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

К чему приводит гиперопека

–Одно из наиболее распространенных проявлений ЗПР – психический инфантилизм,–поясняет психолог городского центра психотерапии и медико-социальной помощи Зоя Лютик.– То есть ребенок ведет себя так, словно он находится на предыдущей стадииразвития. Он беспомощен и нуждается в содействии родителей в тех ситуациях, вкоторых большинство его сверстников могут справляться самостоятельно. В болеестаршем возрасте его состояние определяется выбором для игр детей болеемладшего возраста – из-за того что ребенок ощущает себя ровней им.Психологи этому состоянию дали еще одно определение: незрелость эмоционально-волевой сферы.

Одиниз факторов, который может привести к задержке психического развития, –гиперопека. Здесь она столь же опасна, как и гипоопека, в результате которой уребенка нет элементарного представления о самых обыденных вещах: что такоехорошо и что такое плохо. Родители, увы, не считают необходимым объяснятьребенку, что других детей обижать плохо, нельзя брать чужие вещи, лезть туда,где опасно. Не считают нужным разговаривать, объяснять особенности этогосложного мира. И не потому, что они ведут асоциальный образ жизни и им не домалыша, просто они считают: он и сам об этом должен знать, ведь это же такэлементарно!

Новсе-таки не стоит путать ЗПР спедагогической запущенностью. Дифференцировать эти состояния можно следующимобразом: если ребенок при обучении все-таки схватывает материал, тоэто педагогическая запущенность, если обучение приходится корректировать сучетом каких-тоособенностей ребенка, это уже ЗПР (повторяю: не путайте с умственнойотсталостью – это уже совсем другой диагноз).

Не болей. Отстанешь

Как ни странно, но другой причинойЗПР являются… частые болезни.

–Физическая слабость, при которой нет никакого желания познавать окружающий мир,ограничение в социальном общении и в развитии и как следствие – замедлениепознавательной деятельности, – разъясняет связь частых простуд и задержкиразвития Зоя Владимировна. – И, кстати, одной из причин постоянных болячекможет быть чрезмерная гиперопека.

ЗПРможет быть психогенного или неврогенного происхождения. Самая частая причиназадержки этой природы – эмоционально нестабильные, то есть чрезмерноэмоциональные или, напротив, эмоционально холодные родители. К ЗПР можетпривести деспотизм, агрессия в семье, неадекватность поведения взрослых.Знаете, бывают такие: иди сюда, стой на месте.

И,наконец, наиболее частая и с наименее благоприятными прогнозами – это ЗПРцеребрально-органическогопроисхождения, связанная с повреждением центральной нервной системы. Ееневозможно скорректировать без врачебного сопровождения.

Семейный мониторинг

Обычнородители и педагоги начинают бить тревогу (а не ЗПР ли у ребенока?!) в первомклассе. Однако самые первые признаки отклонений от нормы можно заметить уже вдва-три года.

–Первое, что нужно сделать, это составить список: что мой ребенок уже можетделать сам, – советует Зоя Владимировна. – Начинать мониторить поведение малышанужно, когда ребенок только-только становится самостоятельной личностью:начинает ползать, ходить. И ни в коем случае не мешать ему в этих проявленияхсамостоятельности – не ловить при каждой попытке упасть. Главное, что от родителей требуется, оборудовать емумаксимально безопасное пространство: установить заглушки на розетки, убрать сдоступных мест медикаменты и т.д. Ребенку обязательно нужно проползтиопределенный период времени (или определенное расстояние, если угодно), преждечем встать на ноги, учиться преодолевать препятствия, ходить по чему-то узенькому, под чем-то проползать – без этогоневозможно полноценное развитие и физическое, и психическое.

Неотгоняйте ребенка, когда он рвется помыть посуду или полы – не отказывайте вэтом (пока еще) удовольствии. Отвечайте на вопросы, даже если он уже за деньдвадцатый раз задает вопрос: «Почему трава зеленая?». Мозг наш так устроен:пока не будет этой ассоциативной связи между одним нейроном и другим, незакрепится понятие. Но это все, как вы понимаете, инструкции для родителей набытовом уровне. Одно из главных правил профилактики: чтобы не столкнуться с ужеустоявшейся проблемой, необходимо обращать внимание на раннее развитие ребенка,а поэтому не игнорируйте обязательные медосмотры.

Не норма?

Повозможности не отлучайте ребенка от посещения детского сада. Хотя бы потому,что детский сад – это и социализация, и программа развития. Не говоря уже отом, что именно сад зачастую становится индикатором правильного развитияребенка. Поскольку одно из проявлений ЗПР – это нарушение адаптации к детскомуколлективу, когда и в детском саду, и в школе у ребенка нет навыков, а главное– желания выстраивать взаимоотношения со сверстниками.

Естьопределенный перечень поведенческих отклонений, совокупность которых позволяетпсихологам поставить диагноз ЗПР. В частности, нарушение речи – после двух летречь у девочек должна «просыпаться». Мальчики, как известно, развиваются снекоторым опозданием, поэтому у них этот рубеж сдвигается до трех лет.

–Впрочем, – предупреждает Зоя Лютик, – даже если дети и не начинают говорить вотведенное им для этого время, не надо поднимать панику (может, им простонечего вам сказать). Особенно если при этом дети понимают, о чем им говорятвзрослые. То есть двух-, трехлетки не могут произнести слово «кружка», ноони точно знают, о чем идет речь.

Нужнообращать внимание на то, как ребенок строит слова, фразы. В определенномвозрасте ему дозволительно переставлять слоги местами, однако если эта путаницапродолжается в старшем возрасте (от пяти лет и старше), то это повод обратитьсяк логопеду.

Далеепри нормальном развитии к поступлению в детский сад у ребенка должны уже бытьсформированы навыки самообслуживания. А именно: он должен проситься на горшок(или уже сам вовсю им пользоваться), уметь одеваться, обуваться. Конечно,ребенок в этом возрасте может перепутать башмаки: правый надеть на левую ногу,а левый – на правую. Но он твердо должен знать, что надевать их нужно именно наноги.

Одноиз проявлений ЗПР – неумение себя идентифицировать. Как это определить? Легко.Если к двум-тремгодам для ребенка в норме говорить о себе в третьем лице, то к четырем-пяти годам эта привычкадолжна уйти – к этому возрасту он себя осознает как личность и говорит именноот себя.

Умение читать и писать неважно

Как уже говорили, именно в школе чащевсего выставляется диагноз ЗПР. Причем если несколько лет тому назад он выставлялсяпяти процентам первоклашек, то сейчас это количество выросло до тридцати процентов. Психологи видят вподобном росте несколько причин, в том числе (традиционно!) ухудшение экологии,ослабляющее здоровье мам и детей.

К слову, степень готовности ребенка кшколе (в норме) определяется не умением читать и писать, а по созреваниюпроизвольной сферы. Он может сам, пусть ненадолго, организовать своюдеятельность – выстроить свой распорядок дня: пришел, пообедал, погулял, селделать уроки… Произвольно зафиксировать внимание на том или ином предмете(слушать учителя, даже если у него сейчас иные желания), мотивировать себя(самостоятельно заставить себя сесть делать уроки). Помогает ему в этом,представьте себе, новый статус школьника, который дает больше свободы, прав, нои больше ответственности. И это желание – взять на себя больше ответственности– нужно постоянно подкармливать.

– Понимаете, универсальныхповеденческих схем для ребенка с ЗПР нет, – разъясняет Зоя Владимировна. –Чтобы поставить диагноз, необходима совокупность факторов и мнение нескольких специалистов – такой диагнозвыставляется на психолого-педагогическо-медицинскойкомиссии, где присутствуют врач-психиатр, психолог, педагог, логопед.Именно в таком составе.

Автор: Лика ТКАЧЕНКО