В фарватере большого города

Большой город живет большими проектами. Владивосток в этом случае не исключение. Саммит АТЭС-2012 разжег в местных жителях аппетит к масштабным делам. А им, в свою очередь, всегда сопутствует подготовительная работа. Специалисты МУПВ «Владивостокское предприятие электрических сетей» наращивают энергетические мощности города, развивают его инженерную инфраструктуру. И каждый проект, созданный в стенах предприятия, можно расценивать как признак движения в этом направлении.

28 май 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3544 (76) от 28 май 2014
d55cb9ee627a800bedb7d4139f1a92fa.jpg

Каждый проект МУПВ «ВПЭС» на шаг приближает реализациюстратегии развития Владивостока

МУПВ «ВПЭС» ведет работу по двумосновным фронтам. Это тепловые и электрические сети. Каждое направление имеетсвои особенности. Например, профилем производственного предприятия эксплуатациитепловых сетей (ПП ЭТС) являются стабильная работа и реконструкция ужеимеющегося в хозяйстве оборудования. У их коллег из электрических сетей снедавнего времени прибавилось ко всему прочему и строительство новых объектов.И первые, и вторые работают в одном русле – не только поддерживать системубесперебойного энергоснабжения приморской столицы, но и развивать ее соответственнопотребностям города, работать на опережение.

Теплопо трубам

Заместитель директора по эксплуатациитепловых сетей МУПВ «ВПЭС» Андрей Цуриков приводит аналогию.

– Представьте себе печку в доме, –говорит он. – Сначала она работает на дровах. Проходит время, и она работает напару. Затем на дизельном топливе, затем на электричестве, затем за счетсолнечной энергии. Сделать способ теплоснабжения города наиболее современным иэкономичным – это одно из главных направлений деятельности предприятия.

А для этого необходима реконструкция.Ни одно действие в этой области невозможно без подготовки проектнойдокументации. Проектная группа ПП ЭТС состоит из шести человек. В 2014 годупланируется к реализации около 30 крупных проектов. Всего же в год проектныйотдел разрабатывает 50-60 проектовразличной сложности и объема. В 2013-м былаподготовлена документация по 64 объектам. В их число входит, например,реконструкция теплотрассы по улице Гоголя – вверх в сторону моста через ЗолотойРог. Под дорогой лежали трубы 40-летней давности.Прокладывали их тогда, когда еще никто не задумывался, что дорога эта станетчастью федеральной трассы М-60 и свяжетостров Русский с Москвой. Железобетонный канал теплотрассы не был рассчитан натакую нагрузку, из-за чего часты былипорывы. Реконструкцию разбили на три этапа. Но уже с завершением первого сталвиден результат – снижение количества функциональных отказов в районе.

– При проектировании применение типовыхрешений крайне ограниченно, – отмечает Евгения Шаронина, начальник отделапроектирования ПП ЭТС. – Типовые проекты привязываются к существующим условиямтолько на такие элементы оборудования, как баки-аккумуляторы горячей воды, деаэраторные установки и т.п.В остальных случаях требуются индивидуальный теплотехнический и гидравлическийрасчет, выбор оборудования, компоновка оборудования и трубопроводов всуществующих строительных объемах ЦТП и ТНС.

– Гидравлика Владивостока – одна изсложнейших среди городов России, – говорит Сергей Карманов, заместительглавного инженера ПП ЭТС. – Ландшафт предполагает наличие насосных станцийпервого и второго подъема. При увеличении напора могут не выдержать трубы. Приего уменьшении вода может не добраться до верхних этажей. Необходимапрактически швейцарская точность. Все это требуется рассчитать в проекте.

При этом задача специалистовусложняется тем, что сам проект необходимо правильно вписать в местность,обойти другие инженерные сети, плотность которых достаточно велика, особенно вцентральной части города. Поэтому работа всегда начинается со сбора исходныхданных. И в этом плане МУПВ «ВПЭС» во многом помогают собственный опыт инаработки.

– Выполнение проектных работэксплуатирующей организацией позволяет более качественно и оперативноосуществлять сбор исходных данных для проектирования, авторский надзор приреализации проектов, вносить корректировки в проект в необходимых случаях.Взаимодействие производственных подразделений по эксплуатации тепловых иэлектрических сетей существенно упрощает решение сложных вопросов проектированияпри совместной прокладке теплотрасс и кабельных линий, – отмечает НатальяБочерникова, начальник отдела ПТО ПП ЭТС.

Одной из основных стратегических задачПП ЭТС является увеличение надежности оборудования. На вооружение приходятсовременные технологии, материалы. Так, в этом году начнется второй этапреконструкции фадеевской теплотрассы. Напомним, что возраст подземныхкоммуникаций в районе превышает 40 лет. Планируется переложить порядка 600метров трассы. Так как там идет четырехтрубка (две трубы на ГВС и две – наотопление), то умножьте эту цифру на четыре.

– Систему горячего водоснабжения будемперекладывать в трубы из изопрофлекса, – отмечает Евгения Шаронина. –Гарантийный срок работы такого оборудования – 50 лет.

Такие же трубы планируют использовать при реконструкциитеплотрассы под владивостокской больницей №4 (Дальзаводская). Проект былразработан еще в 2012 году. Износ теплотрассы здесь составляет 100 процентов(год постройки – 1991-й). В течениепоследних лет были зафиксированы многочисленные порывы трубопроводов. Условияустранения сложные – теплотрасса проходит под корпусами больницы. Проектомпредусмотрено применение труб из сшитого полиэтилена «Изопрофлекс-А».В настоящее время проектно-сметная документация направлена в КГУП«Приморский РЦЦС» на проведение сметной стоимости и для получения положительнойэкспертизы.

Также в планах предприятия постепеннопереходить с открытого водоразбора (когда вода, которая идет в батареи, идет ив краны) на закрытый (соответственно, в батареи – отдельно, в краны –отдельно).

Чтобы облегчить жизнь автомобилистам –часто трубы идут вдоль городских магистралей либо вовсе пересекают их, –предприятие при реконструкции тепловых сетей перекладывает их в проходныеканалы, тем самым минимизируя влияние на дорожное движение.

– У нас есть четкое понимание того,как должна выглядеть система теплоснабжения города вплоть до 2025 года,учитывая его развитие, рост населения. И все шаги, которые принимаетпредприятие, идут в этом обозначенном направлении, – подчеркивает АндрейЦуриков.

Электричество по сетям

Проектная группа производственногопредприятия электрических сетей (ПП ЭС МУПВ «ВПЭС») возникла не так давно – в2012 году. За это время специалистами было создано и направлено в реализациюболее 300 проектов. И многие из них связаны не только с эксплуатацией иреконструкцией имеющегося оборудования. С 2009 года акцент в работеэлектрических сетей заметно сместился с текущей эксплуатации на новоестроительство. Тогда вышли новые правила технологического присоединения, авместе с ними появились и новые обязанности по проектным решениям. А кто можетсоздать проект внешнего электроснабжения и разобраться во всех тонкостяхкачественнее и комплекснее, чем эксплуатирующая организация? Тем более что МУПВ«ВПЭС» достаются, пожалуй, самые масштабные и сложновыполнимые задачи.

Сюда входят и внешнее электроснабжениеканализационно-насосных станций,и установка новых трансформаторных подстанций – ведь городу нужны новыемощности. Особенно в пригороде – в связи с масштабным развитием частногосектора.

– За 2013 год было выполнено порядка30 проектов, связанных с установкой новых трансформаторных подстанций, –отметил Андрей Сальников, главный инженер МУПВ «ВПЭС». – Уровень их реализации– 100 процентов.

Огромный пласт работы – сети уличногоосвещения. Фонари ставят в тех районах, где уличного освещения в принципеникогда не было.

– Новое строительство в данном случаесопряжено с определенными трудностями, – отмечает Александр Степанок,заместитель главного инженера. – Зачастую тяжело выбрать коридор для прокладкикабеля. Необходимо собрать большой объем информации, какие коммуникациипроходят по данной территории, кому они принадлежат.

Также проектировщики занимаются иреконструкцией существующих сетей электроснабжения, выполняют проектированиетам, где нужна замена кабельных линий, оборудования трансформаторныхраспределительных подстанций.

Из крупных проектов прошедших летможно привести в пример внешнее электроснабжение пассажирских терминалов дляаэроэкспресса, включая терминальный комплекс близ железнодорожного вокзала. Иэто в центре города, где крайне высока и плотность застройки – то, что видноглазу, и насыщенность подземными коммуникациями: канализация, тепловые сети,сети связи.

– Тем не менее мы своевременновыполнили проектирование и построили электрические сети, что позволило вовремяподключить и поставить под напряжение эти объекты, – отметил Андрей Сальников.

На данный момент один из самых крупныхпроектов связан с расширением тысячекоечной больницы. Специалисты предприятиязанимаются проектированием нового онкологического диспансера.

В список можно включить и подключениек электричеству жилых домов на улицах Тухачевского, Черняховского и других.

К середине мая проектная группаподготовила около 70 проектов, и более половины уже ушло в дело. Сотрудникиполагают, что такими темпами к концу года будет реализовано порядка 150проектов.

– Если говорить о будущем, то у насуже есть комплект готовой проектной документации на 16 трансформаторныхподстанций, где требуется замена оборудования, – продолжает главный инженер.

Несмотря на то что во Владивостокемного проектных организаций, представители ВПЭС совершенно не боятсяконкуренции. Не каждый проектировщик возьмется за заказ – не всем по плечу.Сторонние компании могут уйти на более денежный или легкий заказ, они связаныусловиями контракта – не более того. Но и контракт можно расторгнуть. А ВПЭСработает на город, на его развитие и первостепенные нужды. По принципу: еслинадо, значит, надо. Как рассторгнешь такой договор?

– Мы занимаемся, пожалуй, самымиважными проектами, которые не можем отдать, и когда точно знаем, что лучше насникто не справится, – говорит главный инженер.

Земельный вопрос

Удивительно, но самой сложной частьюсвоей работы проектировщики ВПЭС в один голос называют получение согласиясобственников земельных участков, под которыми проходят сети: и тепловые, иэлектрические – на их реконструкцию. В особенности это касается участков,находящихся в общедолевой собственности хозяев многоквартирного дома. Во-первых,требуется провести общедомовое собрание. А во-вторых, зачастую сотрудники предприятия сталкиваются снепониманием жильцов.

– Эта борьба отнимает гораздо большевремени, чем принятие технических решений, оформление проектной документации иее согласование с надзорными органами вместе взятые, – отмечает АндрейСальников.

И если тех, кто противится соседству сновым торговым центром или офисным зданием, еще можно как-то понять, то,например, запрет на прокладку сетей к детскому саду – это нонсенс. К сожалению,имеющий место.

– Мы обходим квартиры, объясняем, чтоготовы идти на уступки. Это не коммерческая структура, не небоскреб, а детскийсад, в который могут ходить ваши дети. В конечном счете на общем собраниижильцы говорят нет, – рассказывает Андрей Цуриков. – Приходится идти другимпутем, к другому дому. Соответственно, удлиняется сеть, увеличиваются затраты.

Кстати, в проектнойдокументации специалисты предприятия предусматривают работы по восстановлениюблагоустройства, приведение в должный вид асфальта и зеленого плодородногослоя, чтобы собственники МКД, от которых зависит решение, имели гарантию не насловах, а документ. Более того, замена и реконструкция оборудования, прокладкановой электросети уже сами по себе являются приятным бонусом для жильцов в МКД.Но, видно, слишком быстро в сознании людей укоренилось понятие «мое,собственное» и исчезло «наше, общее».

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ