“Владивостокский рыбокомбинат”: “тихая” жизнь в рынке

“Владивостокский рыбокомбинат” - некогда одно из передовых предприятий не только “Приморрыбпрома”, но и всей рыбной отрасли страны - сейчас переживает далеко не лучшие времена. Простаивающие мощности, большие долги, в том числе по зарплате, - это еще не все, что присутствует сегодня на предприятии. Что делается здесь, чтобы выйти из кризиса?

7 апр. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №352 от 7 апр. 1998

“Владивостокский рыбокомбинат” - некогда одно из передовых предприятий не только “Приморрыбпрома”, но и всей рыбной отрасли страны - сейчас переживает далеко не лучшие времена. Простаивающие мощности, большие долги, в том числе по зарплате, - это еще не все, что присутствует сегодня на предприятии. Что делается здесь, чтобы выйти из кризиса?

Справка “В”. “Владивостокский рыбокомбинат” был основан в 1934 году. В 92-м преобразован в открытое акционерное общество. 40 процентов акций принадлежит юридическим и 60 - физическим лицам. Уставный капитал - 80964 тыс. неденоминированных рублей. Основное направление деятельности - добыча рыбы-сырца для поставки в свежем и охлажденном виде жителям города Владивостока, заморозка ее, а также выпуск сушеной, копченой, соленой, маринованной, консервированной и прочей рыбопродукции (всего более 20 наименований). Мощности комбината рассчитаны на переработку рыбы-сырца до 7 тыс. тонн в год и выпуск готовой продукции - до 275 тыс. тонн.

Конкуренты не дремлют

Фактически мощности комбината на сегодняшний день задействованы всего на 15-20 процентов. Основная проблема - отсутствие собственного сырья, средств на его закупку. “В большинстве случаев - это одноразовые сделки, где-то нашли подешевле, что-то получили в качестве платы за аренду холодильника, что-то подошло с нашего судна “Тосно”, - рассказывает заместитель генерального директора АО по производству Надежда Шнитко. - Работаем в основном только по заявкам торговых предприятий, так как продукция скоропортящаяся, и зачастую возникают сложности с ее реализацией”.

Не берут продукцию и оттого, что дороговата она по сравнению с выпускаемой мелкими производителями, и оттого, что отпускают ее на комбинате только при условии предварительной оплаты. Небольшие частные предприятия, которые в основном и приезжают на комбинат за продукцией с живыми деньгами, но они, естественно, не в состоянии обеспечить сбыт больших партий. Фирменные же магазины типа “Океан”, изобилующие в свое время изделиями рыбокомбината, центральные гастрономы неплатежеспособны и продукцию просто не берут.

Местный рынок все больше и больше заполняется рыбными деликатесами малых производителей, которые быстро реагируют на потребительский спрос, меняют ассортимент. Небольшие объемы производства, незначительные накладные расходы, быстрая денежная оборачиваемость - все это в совокупности создает серьезную конкуренцию гиганту-предприятию в его нынешнем положении.

В то же время качество рыбопродукции у частников в основном оставляет желать лучшего. Что ни говори, а опыт нескольких десятков лет, квалифицированный персонал, собственная лаборатория, специальные условия хранения - оставляют право первенства за рыбокомбинатом. Не прошло это мимо внимания и коммерсантов, некоторые из них приобретают 10-15 кг рыбы, а вместе с ней и сертификат качества, действительный в течение года и дающий возможность без опаски пускать в торговлю под его “вывеской” изделия уже собственного производства.

Руководство уверено

Как государственное горе определяет ситуацию на комбинате и в общем на предприятиях страны генеральный директор ОАО “Владивостокский рыбокомбинат” Юрий Логинов.

- Раньше рыбокомбинат был государственным предприятием. Обрабатывал порядка 7 тыс. тонн рыбы, которая ему поставлялась по разнарядке через систему “Дальрыбсбыта” от предприятий всего Дальнего Востока, - сказал он. - Вопрос кредитования не стоял, государство давало кредиты под 3 процента, само все финансировало. У комбината не было никаких проблем. И продавать продукцию было легко: отдал в торговлю - деньги поступили на счет.

Сегодня рыночная экономика. Нет сырья, нет денег, нет кредитов. И даже если бы мы эти кредиты получили, они же нас уже давно бы и убили своими процентными ставками.

В среднем в месяц выпускаем продукции на 1-1,5 млрд. рублей в старом исчислении, в то же время за этот же период на хозяйственные нужды потребляем только тепла и электроэнергии на 600 млн. рублей. И тем не менее в этих условиях мы все же существуем, выпускаем свою продукцию, сохранили маленькое место на рынке.

Задержки по зарплате составляют 3-5 месяцев, но стараемся ежемесячно авансировать хотя бы небольшими суммами.

За период 1996-97 годов комбинат купил 5 судов в счет кредита. Однако документальный процесс оформления права собственности затянулся практически на год. Все это время они стояли и приносили убыток. В общей сложности рыбокомбинат из-за несвоевременного возмещения государством НДС на покупку судна “Тосно”, штрафов, ошибок бухгалтерии в первичном учете потерял 7 млрд. рублей - это почти годовой оборот предприятия. Пришлось в конечном счете привлекать другие компании для совместной деятельности. За время простоя затраты составили 1 млрд. 200 млн. рублей. Приносят ли сейчас прибыль? Они не приносят убытков, а и это уже хорошо, - заметил Юрий Логинов.

Генеральный директор, однако, в будущее смотрит с оптимизмом. Оптимизм этот основывается на разработанной совместно с администрацией края программе реконструкции предприятия, а также реализации ряда региональных программ, например, создании производства детского питания на основе рыбного фарша и пр. Также комбинат намерен полностью задействовать супертраулер “Тосно”, который способен полностью обеспечить сырьем выпуск детского и лечебно-профилактического питания, а также частично осуществлять финансирование вышеуказанной программы за счет продажи полуфабриката, филе и фарша минтая.

Правда, мнение коллектива, тех же рыбообработчиц, отлично от радужных перспектив, которые рисует руководство...

Трудовой коллектив сомневается...

Девчата - так по-свойски зовут себя рыбообработчицы, многие из которых отработали на комбинате не один десяток лет. 8-часовой рабочий день, тяжелые резиновые сапоги, под стать им фартук, все время стоя и все вручную. Преждевременно ушедшая молодость, взамен которой вечная ломота в ногах и спине, крепкие узловатые руки. Прошедшая волна сокращений обработчиц практически не коснулась. Ограничились отпусками без содержания.

Работают нынче девчата “от хвоста”, то есть на сдельщине. Говорят: “Сейчас хорошо, что ежемесячно подбрасывают хоть часть зарплаты. А раньше было и вовсе худо”. Помню, около года назад соседка - одна из работниц коллектива вечером зашла одолжить хлеба. “Денег не дают. Вот икры красной есть немного в холодильнике, а хлеба купить не на что”.

Насчет купленных предприятием судов они имеют собственное мнение: “Да продали их уже, нет судов. Купили без документов, помаялись и продали. Вот только куда денежки-то пошли, неизвестно!”

Так что же это, общее государственное горе, неумелая политика руководства, характерные для всех трудности вхождения в рынок? Какова будет дальнейшая судьба предприятия, покажет время. Сейчас самое крупное рыбоперерабатывающее предприятие забилось в узкую нишу на местном рынке, везя на себе большую часть неработающих основных средств: причалов, административных зданий, цехов, холодильников, ремонтных мастерских и пр. Живет тихо, так, что порой забывают о его существовании.

Автор: Елена СИРОТИНА, специально для "В"