Корея без путеводителя

ЮЖНАЯ Корея – страна с огромным количеством природных и рукотворных достопримечательностей, внесенных ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия. Эти «реликты» доступны всем желающим. Но есть здесь немало интересных мест и объектов, незамеченных путеводителями. Корреспондент «В» делится своими наблюдениями о жизни в Стране утренней свежести.

17 июль 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3373 от 17 июль 2013
dcfdd0d76e19c397768c792bc25b6f9c.jpg Жители Cтраны утренней свежести победили ямы на дорогах, автомобильные пробки и уличную преступностьДороги без ям и трещин Чехословацкие путешественники Мирослав Зикмунд и Иржи Ганзелка, исколесившие едва ли не весь мир на автомобилях «Татра», называли дороги индикатором экономического, политического и социального состояния государства. По их словам, дорожное полотно, даже пыльная грунтовка – это зеркало, в котором отражаются проблемы территории, на которой находится автотрасса. Если это так, то за Южную Корею я спокоен. Судя по состоянию ее дорог, у этой страны все в порядке. За шесть дней пребывания в Стране утренней свежести мы проехали на двух казенных микроавтобусах «Хендай» около двух сотен километров. И в любой ее точке – в столичном Сеуле, морском Пусане, административном Осоне, промышленном Ульсане или вблизи границы с Северной Кореей – дорога не доставляла нам неприятностей. Нас не трясло, не качало, не подбрасывало на камнях или булыжниках. Нашим водителям не приходилось тормозить, объезжая ямы или трещины на асфальте. Потому что таковых не было! Автострада была повсеместно ровной даже в местах ямочного ремонта. Асфальтовые пломбы, еще не посеревшие от времени и пыли, только цветом напоминали о недавней реставрации дорожного покрытия. К сожалению, мы так и не узнали технологию укладки асфальта «по-корейски». Дело в том, что в этой стране ремонт дорог производится в темное время суток, когда машин на автотрассах почти нет. Тем не менее, чтобы предупредить водителей­-полуночников о ремонте полотна, по обе стороны от этого места, за несколько десятков метров, выставляются специальные световые указатели, возвышающиеся над землей. Кроме того, участок, на котором ведутся работы, освещается мощными прожекторами. И вся эта иллюминация, переливающаяся разными цветами, видна за несколько километров. Однажды, возвращаясь в Сеул поздно вечером, мы прошелестели мимо бригады дорожников, ремонтировавших трассу. Поначалу из-за непривычной для наших глаз картины – мощное освещение, люди в светоотражающих спецовках – решили, что произошло ДТП с человеческими жертвами. Но, как вы уже догадались, здесь шел обычный ремонт дороги. Сеул под колпаком К нашему удивлению, мы не видели на автомагистралях Южной Кореи сотрудников местной госавтоинспекции, за исключением регулировщиков на перекрестках в центре Сеула. И то их армия оказалась невелика. Оказалось, что в столице Кореи транспортные потоки регулируют четко работающие светофоры и многочисленные камеры видеонаблюдения. Вся эта цепочка – часть глобальной и дорогостоящей Транспортной информационной системы (TOPIS). Благодаря этому корейскому чуду, ориентированному на общественный транспорт, на дорогах 10-миллионного Сеула нет пробок! Хотите верьте, хотите нет, но это правда. Как рассказал нашему корреспонденту помощник директора транспортного департамента администрации Сеула господин Ким Ен Сан, система TOPIS действует с 2003 года. Это чисто корейское ноу­хау. – В середине 90-х годов, когда Сеул стали наводнять машины, мы создали при администрации города рабочую группу, перед которой поставили задачу избавить город от пробок. Первым делом мы выделили отдельную полосу для автобусов. И тут же получили поток критики от граждан и от СМИ. Люди не верили, что пробки вообще можно ликвидировать. От нас требовали вернуть полосу автомобилистам, – говорит господин Ким. Продвигая TOPIS в жизнь, сотрудники мэрии промониторили движение автобусов на городских маршрутах, их прибытие на остановку и убытие. Так был составлен точный график движения общественного транспорта. Со временем все 8 тысяч автобусов, работающих в Сеуле, подключили к навигационной системе ГЛОНАСС. На улицах установили более 700 видеокамер слежения за дорогами, из них 300 – с выходом на спутниковое телевидение. Картинки с автомагистралей города передаются в режиме реального времени на мониторы в Сеульский транспортный центр (SCC) и в управление дорожной полиции. То есть вся столица оказалась под колпаком. Свою лепту в борьбу с пробками внесли бесчисленные дорожные знаки и указатели, в том числе и предупреждающие об эвакуации авто в случае незаконной парковки. Эвакуацией занимаются частные компании. Кроме того, граждане со своих компьютеров и мобильников могли сообщать операторам SCC о дорожных заторах. По словам господина Кима, ежедневно в систему TOPIS поступало до 150 тысяч обращений от населения. Эти меры вскоре принесли свои плоды. Во-­первых, в администрации города одновременно с полицией получали информацию, где и по какой причине образовался затор на дороге. После чего тут же принималось адекватное решение по его ликвидации. Либо приезжал эвакуатор, либо полицейские из ближайшего участка, которые разруливали ситуацию. Во­-вторых, в городе исчезла уличная преступность. Сегодня Сеул один из самых безопасных городов мира. Здесь можно гулять ночью даже в подпитии, не опасаясь, что тебя разденут или выпотрошат карманы. Но и это еще не все. Несколько лет назад в Сеуле были введены единые карточки вроде банковских для оплаты проезда на автобусе, такси, метро. С помощью этих карточек также можно рассчитаться в магазинах. Причем не только в Южной Корее, но и в Сингапуре. Сегодня система TOPIS работает во многих странах Юго-Восточной Азии. – Я был во Владивостоке и видел, как водители, попав в небольшую аварию, пытались дозвониться до полиции. Мне потом сказали, что в России инспекторов ГИБДД можно ждать часами, пока они приедут на место ДТП. У нас такое невозможно, – говорит господин Ким Ен Сан. Наши не любят кимчхи? В Сеуле мы жили в отеле The Plaza, расположенном в трехстах метрах от администрации города. Между нами зеленела огромная круглая поляна, разделенная на две половины тропинкой. Едва ли не каждое утро наблюдали из окон, как какие-­то люди возводили на краю этой лужайки крытую сцену и шатры. Я полагал, что для концерта или рекламного шоу. На самом деле это жители города, несогласные с каким-­нибудь решением президента страны или градоначальника Сеула, готовились к акции протеста. Митинги были немногочисленны и всегда протекали без эксцессов. Потоптавшись около сцены с плакатами и транспарантами, протестующие выпускали пар и расходились по домам с чувством самодостаточности. Действо проходило под надзором полиции, которая не вмешивалась в происходящее. Стражи правопорядка не размахивали резиновыми дубинками направо и налево, не грохотали пластиковыми щитами для острастки, не хватали протестующих за руки и не тащили их в «воронки». Да и граждане, проходившие мимо, не обращали внимания на эти выступления. Наш гид, молодая кореянка Яна, прекрасно говорящая по-русски, объяснила политическую инфантильность своих соотечественников… привычкой. Мол, подобные мероприятия под окнами мэрии – дело частое. И они интересуют только их организаторов. Кстати, впервые увидев акцию протеста под окнами мэрии Сеула и плотные ряды полицейских в касках и со щитами, я было схватился за фотоаппарат в предвкушении эксклюзива. Ну, думаю, вот это будет репортаж с сеульского побоища! Черта лысого! Скучающие полисмены два часа жевали «бубль-­гум» под солнцем, пока «протестанты» что-­то кричали в мегафон и яростно размахивали кулаками. А когда митинг закончился, полисмены сели в служебный автобус и укатили. Вот и вся любовь. И еще одно интересное наблюдение. Среди полицейских не увидел ни одного упитанного сотрудника. Все центурионы были молоды и однотипно стройны, как клоны. Чуть позже мне объяснили, что в Республике Корея среди сотрудников правоохранительных органов тучных людей нет вообще. Толстых на работу в полиции там не берут. Корейцы резонно полагают, что тучный человек – это больной человек, которому надо думать не о карьере, а своем здоровье. Они считают, что секрет их стройности в регулярном употреблении национальной овощной закуски кимчхи и соевой пасты «Тэндян». Похоже, у нас в России не все полисмены любят кимчхи… (Продолжение в следующем номере)

Автор: Сергей КОЖИН