Корейцы жаждут у нас строить. Хоть космодром

Во Владивостоке прошел российско-корейский бизнес-форум

22 нояб. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №3041 от 22 нояб. 2011
8fe27b82b824bf388a8b8144cdb4cb4c.JPG

Российские и корейские бизнесмены встретились на прошлой неделе во Владивостоке на бизнес-форуме, посвященном возможностям расширения взаимовыгодного сотрудничества. Темы, поднятые на нем, будут обсуждать, в частности, и на саммите АТЭС-2012. На форуме «Российский Дальний Восток – Республика Корея» рассмотрели и конкретные проекты, которые могут успешно реализовываться в регионе. Работа участников разделилась на три секции: энергетика, транспорт и логистика, сельское хозяйство.Уже есть чем похвастать– Форум в перспективе станет востребованной площадкой для налаживания связей между нашими странами, выстраивания эффективной системы кооперации на региональном уровне, – уверен заместитель полномочного представителя президента РФ в ДВФО Александр Левинталь. – Владивосток становится центром разрешения экономических и политических проблем Азиатско-Тихоокеанского региона. Но в основе всех отношений должно лежать взаимопонимание, доверие, политический интерес, чего мы и пытаемся достичь.Заместитель директора корейского института международной экономической политики Чон Е Чон отметил, что российско-корейские отношения имеют постоянно растущий потенциал сотрудничества. Основным получателем инвестиций из Кореи на дальневосточной территории последние пять лет является Сахалин: на эту область приходится практически половина всех дальневосточных инвестиций республики.В качестве положительных примеров инвестиционного сотрудничества спикер краевого парламента Виктор Горчаков отметил реализуемый на территории Владивостока проект автосборочного производства, ряд проектов в области судостроения в Большом Камне, в частности совместное строительство современной крупнотоннажной верфи, завод электротехнического оборудования в Артеме и производство светодиодных светильников на Дальприборе. Успешно край сотрудничает с корейскими партнерами в области транспорта: в 2003 году открылась паромная линия Сокчхо – Зарубино – Владивосток, а в 2009 году – маршрут Донхэ – Владивосток. Корейские компании активно принимают участие в проектах «Сахалин-1», «Сахалин-2», успешно работают в рамках субподрядной деятельности. На территории края также создан целый ряд сельскохозяйственных предприятий с участием корейского капитала, которые выращивают рис, сою, тритикале (гибрид ржи и пшеницы, обладающий повышенной морозостойкостью. – Прим. авт.) и занимаются производством молока и мяса. Корейской стороной рассматривается вопрос строительства завода по сжижению природного газа для дальнейшей его транспортировки в страны АТР, а также проект соединения Транссиба с Транскорейской магистралью. Кроме того, на Дальнем Востоке разрабатывается проект создания главного космодрома России в Амурской области «Восточный», и в рамках реализации этого проекта есть целое поле для сотрудничества с корейской стороной.Специалисты из Кореи отметили, что бизнесменов республики отпугивают сложности регистрации юридических лиц и ведение бизнеса в России, а также сложности таможенных процедур, так что корейские предприниматели надеются на улучшение инвестиционного климата, потому что 0,6% инвестиций, которые вкладывает сейчас Страна утренней свежести в Дальний Восток, это очень мало.Да будет газ!На бизнес-форуме большое внимание было уделено сотрудничеству в сфере энергетики. Заместитель директора Korea Energy Economics Institute KEE Ли Санкью представил проект по созданию международной электросети.– Учитывая потребности в электрической энергии на разных территориях, – говорит Ли Санкью, – можно наладить сотрудничество и поставлять ее в тот район, где она больше всего необходима. Если рассматривать гидроэнергетический ресурс России, то по количеству потребления она сопоставима с Западом, находится на том же уровне, что и, например, Франция. Очень интересен тот факт, что из всех энерготехнических ресурсов России 42% приходится на восточную часть, но освоено из них на сегодняшний день всего 3% Корея, несомненно, очень интересуется этими ресурсами. Хочу сказать, что в Корее электроэнергетика более упорядочена, упрощена и находится на более высоком уровне систематизации, чем в России.Корейские специалисты отметили, что для энергоснабжения одной страны требуются определенные мощности и ресурсы. И для России эти самые мощности очень большие, а для других стран вообще неподъемные. Если же создать совместную электросеть, то они равномерно распределятся между государствами, так что нагрузка на одну страну снизится. На это российская сторона заметила, что в рамках стратегического партнерства Корее надо преодолевать стереотип России как энергетической кормушки и энергетического сырьевого источника. А потому отметили газопровод как основу хорошей совместной работы.Сжижай и продавай– На первых местах покупателями сжиженного газа являются Япония, Корея, Китай, – говорит генеральный директор Дальневосточного центра экономического развития Александр Абрамов. – К этой тройке позже присоединяются и другие страны Восточной и Юго-Восточной Азии.Что касается мощностей по сжижению газа, то в ближайшие пять лет они увеличатся на 48 млн тонн в год. С другой стороны, если мы посмотрим на строительство мощностей по приему сжиженного газа, его регазификации, до 2015 года этих мощностей будет введено в строй больше на 72 млн тонн в год. Это только то, что строится уже сейчас, не учитывая строек, которые могут начаться, к примеру, в 2013 году.Как заметил Александр Абрамов, именно страны Восточной и Южной Азии будут играть доминирующую роль на мировом рынке сжиженного газа. В этом регионе спрос на энергетический ресурс в 2013 году приблизится к 190 млн тонн в год. К примеру, мощности заводов по сжижению газа на Сахалине – около 10 млн тонн в год. При такой динамике рынка обращает на себя внимание Восточная программа Газпрома. До 2030 года доля Газпрома на рынке природного газа будет не менее 13%. Восточная Азия превращается в стратегического партнера Газпрома в части поставок газа. В некотором смысле этот рынок более стабилен и надежен, чем рынок, который зависит от магистральных газопроводов, ведь магистральные газопроводы связаны с огромными рисками. Впрочем, как отметили участники бизнес-форума, все проекты связаны с рисками, и задача на сегодняшний день – их минимизировать.

Автор: Катерина МАТВЕЕВА, «Владивосток»