На наших дорогах не хватает равенства

22 сент. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2802 от 22 сент. 2010
5ab86b4baf43b33f571e455eb09b32bc.jpg ГИБДД поставила перед собой амбициозную цель на ближайшую десятилетку – вдвое сократить аварийность на российских дорогах. Примером для подражания послужила аналогичная программа, разработанная ООН. А поводом для оптимизма стали промежуточные итоги работы федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения на 2006–2012 годы.По словам заместителя руководителя ГИБДД МВД России Владимира Кузина, с момента принятия этой программы в 2004 году удалось сохранить более 8,5 тысячи человеческих жизней. Из них почти полторы тысячи – дети. Теперь готовится новая программа на 2013–2020 годы.Правда, снижение смертности на дороге сами представители автоинспекции связывают с ужесточением наказаний за нарушение правил дорожного движения, тогда как выделенные на программу средства, по словам депутата Владимира Плигина, были израсходованы на организацию системы автоматического слежения, улучшение качества разметки, перестройку системы оказания первой помощи и тому подобные профилактические мероприятия. Подобное расхождение в «показаниях» дает независимым экспертам повод усомниться в эффективности программы. Да и сами автомобилисты особых изменений в ситуации на дорогах, связанных с деятельностью государства, не ощущают, кроме все того же увеличения штрафов. А сокращение числа жертв ДТП в значительной степени объясняется постепенным обновлением российского автопарка и заменой старых машин на новые иномарки, оборудованные многочисленными системами безопасности.Впрочем, что касается штрафных санкций, то специалисты не возражают против дальнейшего их ужесточения. Отмечая, однако, что наказание должно быть не только суровым, но и неотвратимым. И главное – для всех без исключения. Чтобы кардинально изменить отношение водителей к законам, для начала необходимо добиться тотального равенства их прав на дороге независимо от профессиональной деятельности и служебного положения, отметил научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. По словам эксперта, уровень смертности на дорогах в разных странах измеряется числом погибших на 100 тыс. автомобилей. Этот показатель варьируется от десяти жертв ДТП в наиболее развитых странах до тысячи жертв в некоторых государствах Африки и Латинской Америки. Россия в этом списке находится где-то посередине – мы едва преодолели барьер в сто жертв аварий на 100 тыс. машин.Поддерживает идею и член комитета Госдумы по безопасности Александр Гуров: он призвал СМИ помочь обществу избавиться от судейского и прокурорского произвола на дорогах. Депутат даже предложил ввести ответственность за наглость, подчеркнув, что она гораздо более страшна, чем мелкие правонарушения. По его словам, проведенные в Германии исследования показали, что водитель, аккуратно соблюдающий ПДД, чаще попадает в аварии, чем тот, кто позволяет себе небольшие отклонения от правил. «Не страшно, когда водитель пересечет где-то линию (не выезжая на встречную полосу), совершит маленькое дорожное нарушение. Но за наглость, когда он подрежет тебя как никчемный элемент, надо наказывать обязательно», – резюмировал Гуров.Михаил Блинкин, в свою очередь, предложил перенять опыт цивилизованных стран и законодательно разделить понятия «неаккуратное» и «опасное» вождение. За первое должны быть предусмотрены административные санкции, за второе – уголовное наказание. Кроме того, следует отменить норму, позволяющую прекращать судебное делопроизводство «по примирению сторон». Мировое соглашение – это личное дело граждан, но за опасное вождение должно наказывать государство по всей строгости закона. Также, по мнению эксперта, давно пора отказаться от советского анахронизма «право управления автомобилем». Это привилегия, которую сложнее получить и проще отнять. Обращаясь к СМИ, Блинкин также призвал очистить их лексикон от понятия «автолюбитель», поскольку данный термин больше подходит для обозначения людей, которые на досуге не прочь покопаться в машине в собственном гараже. А на дороге любителей быть не должно. «Нет национальных особенностей вождения, есть социальная и институциональная среда», – констатировал напоследок эксперт.

Автор: По материалам информагентств