«Овсянки»: Венеция, Владивосток, далее – везде

17 сент. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2800 от 17 сент. 2010
bdc68c21492f0f5f1b0ee7f60f7c7e95.jpg Представлять ленту Алексея Федорченко во Владивосток приехала актриса Юлия Ауг, исполнившая роль Тани. По сюжету она, как и остальные персонажи, принадлежит к народу мери. После триумфального успеха в Венеции фестивальная публика показа ждала с нетерпением. Пока все ждут итогов, Юлия рассказала «В», как фильм изменил ее жизнь.Все мы немного мериЖанр «Овсянок» заявлен как эротическая драма и своего рода мистический реализм. Мы взяли мир, придуманный Денисом Осокиным, и постарались сделать его невероятно достоверным. Его повесть, возможно, самое сильное произведение современности, которое я прочла. А читаю я, поверьте, немало. Его язык, его видение мира – это нечто особенное. В итоге получилась настолько живая реальность, что на ее основе уже создана мифология. Народность мери действительно была, это одно из племен прибалтийских славян. В свое время они уходили от крещения в сторону Мещерской поросли, где мы, кстати, и снимали фильм. Они постепенно ассимилировались, так что, можно сказать, что в каждом из нас есть мери. Денис Осокин замечателен тем, что, когда он начитает что-то придумывать, он работает с реальными фактами, а в этом случае еще и с картами. Все названия сел и рек в фильмах совершенно реальны, и это здорово – потому что в названиях сохранился язык мери, так можно понять их путь. Что касается всего остального, например традиций, это уже гениальный вымысел Дениса. В сущности, мы мало что знаем про язычество. Например, известно, что они сжигали своих покойников на кострах, и вот на основе этих крупиц и возникали обряды, которые зритель видит в фильме. Когда мы работали над съемками, совсем не думали об эротике. Просто она необходима, чтобы достоверно передать необыкновенное сейчас отношение человека к своему телу, характерное для язычества, которое лежит в основе. В этой культуре люди неотделимы от своей зачастую неидеальной физической оболочки. Стремление к красивости пришло к нам из христианства, а язычники не стеснялись своего тела. Поэтому это очень важный фильм для многих из нас – здесь нет никакого глянца. Скажу больше, раньше я была очень красива в современном представлении: худая, с идеальным телом. Четыре года назад я сильно поправилась, долгое время не принимала свое тело, не любила себя. Но благодаря этому фильму и прекрасным партнерам, гениальному оператору я снова обрела гармонию, у меня повысилась самооценка. Каждый второй из нас не обладает идеальной фигурой, и, глядя на экран, человек задумается: если она может себе это позволить, то почему я не могу? В нас многое осталось от язычества на самом-то деле, нужно просто в это поверить. Мы пишем «Саша плюс Маша равно любовь», женившись, цепляем замки на мосты и смутно надеемся, что любовь продлится вечно. Женщина как водаЭтот фильм о любви. Знаете, бывает, что сначала один просто позволяет себя любить, а другой любит его так сильно, что заполняет все его личное пространство – настолько, что воздуха уже не остается. Тогда остается только задохнуться. Мы очень старались, чтобы не было фальши, пленка ведь вбирает в себя все. А для этого необходимо было пропустить через себя природу, в моем случае – предназначение женщины. Говоря от своей героини, могу сказать, что женщина – это отражение мужчины. Но не какое-то статичное, нет. Женщина как вода, не морская, агрессивная, а речная, которая может однажды впустить в себя и больше не выпустить. Не зря ведь высшее счастье для мери – утонуть. Не утопиться – река сама выбирает тех, кто ее достоин. Мои взгляды на жизнь отличны от воззрений моей героини. Когда я прочла сценарий, первой моей реакцией было отторжение. Я подумала, что это не моя роль. Ведь я волевая женщина, принимаю решения, не допускающие какой-то неволи. Но потом я встретилась с режиссером и поняла, что становлюсь той самой водой, которая готова заполнить любой сосуд. В сценарии есть фраза – «…все знали о том, как сильно Мирон Алексеевич любит Таню. Но ходили слухи, что она его не любит…» Эти самые слухи никак не развенчены. По сути, мы считываем отношение Тани к мужу через его слова. Женщина, которая позволяет так с собой обращаться, либо очень любит, либо люто ненавидит. Я предпочла вложить в свою героиню все-таки любовь.Что касается откровенных интимных подробностей, которые могут быть неприятны, они необходимы. Например, есть сцена в машине, когда Мирон вспоминает Таню – это называется «дымит». Если бы мы ее «причесали», она бы не была столь правдоподобна. Это ведь откровенный мужской разговор.Без мистики не обошлосьФильм получился действительно мистический. Когда мы должны были ехать на съемки в сторону Мещерской поросли, там выпал снег. Мы были в панике – по сценарию ведь осень. Наш режиссер Леша Федорченко сказал: успокойтесь, к нашему приезду все растает. Так и вышло. И куда бы мы ни перемещались, погода была просто идеальной. А когда мы приехали в Канны, случился настоящий ураган. Он был настолько сильный, что бронзовые львы буквально валялись по ковровой дорожке. Мы опасались, что показ будет отменен. Но Леша опять призвал нас всех успокоиться, пообещав, что все будет хорошо. Так и вышло.Ни о каких наградах мы не думали. Мне хватило только того, что после показа зрители 13 минут апплодировали стоя. Естественно, награды как таковые помогают продвижению фильма, это очень важно. Ведь о том, что зал хлопал 13 минут, напишут и через месяц забудут, а награды остаются. Кроме того, наш фильм уже окупился. Российская и мировая премьеры состоятся почти одновременно – в конце октября. Фильм будет показан во Франции, Швейцарии, Германии, Испании.

Автор: Ольга СИРОТКИНА