Проект «кройки и житья»

Выставку с женским характером открыли в музее Арсеньева

18 авг. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2782 от 18 авг. 2010
2a2fb9dae2d7da176dcd9dfdce901ebd.JPG Выставку с женским характером открыли в музее Арсеньева Уникальный (ничего подобного нет на всем музейном пространстве к востоку от Урала) проект «Город и мода» открыл свои двери для всех желающих. Организаторы проекта посвятили его 150-летию Владивостока. Можно не сомневаться: в залы музейно-выставочного центра на улице придут сотни горожан, жителей и гостей края, чтобы увидеть, как отражалась история страны и Владивостока в платьях его жительницВ двух залах музея выставлено почти три десятка платьев, которые носили модницы Владивостока с 1880-го по 1980-й год. Основная часть экспозиции – из коллекции текстиля Приморского государственного объединенного музея имени Арсеньева, кроме того, несколько потрясающих платьев из своей коллекции представил историк моды Александр Васильев, который на этот раз также выступил в роли куратора и эксперта проекта «Город и мода».Именно с подачи Александра Васильева, собственно, и родился весь проект.–Мы не раз думали о том,– говорит замдиректора музея имени Арсеньева Виктор Шалай,?– что надо бы выставить имеющуюся у нас коллекцию текстиля, поскольку там есть очень достойные экземпляры. Но всерьез к этой идее обратились после того, как год назад Александр Александрович любезно согласился сделать короткую экспертизу поступлений в нашу коллекцию – четырех роскошных платьев начала ХХ века. Он осмотрел всю коллекцию, поговорил с хранителями и в итоге спросил: «А почему вы не выставляете то, что у вас есть?». И согласился выступить в роли куратора. Разумеется, когда у нас появилась поддержка эксперта международного класса, признанного в мире специалиста, мы сразу же принялись за работу. Кроме того, Александр Васильев едва ли не впервые согласился выставить часть своей коллекции в России, за Уралом.–Моя роль состояла не только в том, чтобы выбрать несколько платьев из своего фонда,?– сказал Александр Васильев.?– Наша совместная работа была очень интересной и длилась почти год: надо было точно датировать все платья, подобрать верные сочетанияВообще я в полном восторге от той коллекции текстиля, аксессуаров, шляп, обуви, которая есть в вашем музее.Коллекция в отличном состоянии, вещи достойные, большой фонд нарядов советской эпохи, охватывающий довольно протяженный временной период, едва ли не все эпохи в развитии СССР. Во время работы было много проблем с датировками, потому что очень часто дарители точно не знают ничего о платье, потому что оно было бабушкино и, по преданию, она носила его тогда-то и тогда-то. Но предание идет вразрез с кроем платья, с характером изготовления… Так и были обнаружены модели 30–40х годов, которые, возможно, люди и донашивали в 60х, но не от того, что это было модно, а от бедности. Мы с Виктором Шалаем встречались в Москве, он привозил мне фотографии ваших вещей – небольшие такие, размером со спичечный коробок. По фотографиям датировать вещи сложно, но – скажу об этом без ложной скромности – я ни разу не ошибся. И уже во Владивостоке, осматривая вещи на манекенах и убеждаясь в своей правоте, просто был горд как павлин.Кстати, очень надеюсь, что на выставке будет разрешена любительская фотосъемка. Как правило, музеи в России очень негативно к этому относятся, болезненно и тем самым лишают себя посетителей. Ведь в век Интернета, когда все ведут блоги, живые журналы, заводят странички на Твиттере и Facebook, нельзя недооценивать открывающиеся возможности. Человек придет, сделает фото, выложит у себя в дневнике и напишет: вот как мне понравилось! И огромное число людей вдруг загорается: а не сходить ли? Ведь вот на фото точно такое платье, в котором, помнишь, Люся, ты была на выпускном? И таким образом возникает живой контакт.Вообще я сторонник того, чтобы выставки в нашей стране делались для женщин, а не для мужчин. Мужчины у нас неподвижные, сильно пьющие, много работающие и в музей их на аркане не затащишь. Женщин же в России 62 процента, и они социально активнее. Если не забывать об этом и делать для женщин, то тогда в музеях полные залы обеспечены. Именно поэтому мы показываем женские наряды, причем некоторые – уникальные. Подвенечные платья владивостокских дам высшего света из коллекции музея или из моей коллекции – пальто в стиле Шанель, которое принадлежало знаменитой балерине народной артистке России Ольге Лепешинской.Концепция выставки «Город и мода» необычна, свежа и, можно сказать, уникальна – во всяком случае, ранее жителям Владивостока и края не предлагали взглянуть на ход истории через платье.– Во Владивосток моду привезли европейские переселенцы, такие как Бриннеры, – говорит сокуратор выставки и директор музейно-выставочного центра Светлана Руснак,?– ведь мода – европейский феномен. С их появлением в городе стали предлагать свои услуги портные, дамы принялись выписывать модные журналы… Мода может появиться только в городе, где бурлит жизнь. Вот так Владивосток и становился большим городом – появлялись балы, маскарады, танцы на кораблях, в саду играли оркестры. Появился спрос и на зарождающуюся спортивную моду, потому что в город пришли крокет, бридж, гольф, теннис. Помните, Элеонора Прей писала: шила спортивную юбку, жду выкройку, чтобы шить спортивный жакетик.Концепт «Город и мода» позволяет и нам самим взглянуть на себя иначе, на свой гардероб, на те вещи, что нам по каким-то причинам жалко выбросить. У нас появляется возможность увидеть в этом веху времени Так что не выбрасывайте – предложите музею!А уж в музее научились хранить и реставрировать вещи так, чтобы даже платья почти столетнего возраста выглядели красиво, можно сказать – шикарно! Главный хранитель музея Нина Керчелаева рассказала, как непросто было готовиться к выставке.– Кнам платья поступают не из магазина, за каждым из них – большой жизненный путь женщины, которая его носила. Некоторые вещи довольно сложно отреставрировать, вернуть им былой блеск, а еще сложнее – сохранить. У нас больше тысячи единиц хранения в коллекции тканей, много этнографических вещей, меха, кожи, а вот условия хранения, как во всех российских краеведческих музеях, не слишком хорошие. И реставратору Вере Кобко пришлось проделать грандиозную работу по подготовке платьев к выставке. Она трудилась не разгибаясь. Это без преувеличения.На выставку «Город и мода», которая будет экспонироваться в течение трех месяцев, следует сходить обязательно. Не только для того, чтобы изумиться роскоши платьев дам высшего света, но и для того, чтобы изумленно и ностальгически поохать рядом с манекенами, на которых – платья из трикотина и кримплена, платья молодости наших мам и бабушек, платья, которые будят в душе волны памяти, воскрешают пласты времени… Да, это женская выставка, но разве не женщины – если брать по большому счету – плетут, шьют и кроят историю?Кстати О том, можно ли носить коллекционные платья современным манекенщицам, что сотворили с модой хиппи, сильно ли пополнели современные женщины, а также о программе «Модный приговор» читайте в интервью с Александром Васильевым в следующем выпуске «Парка культуры».

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ