Работать с огоньком

Огонь делает то, что захочет человек: извивается змеей, вращается, взлетает ввысь, рассыпается искрами... Жители краевого центра, пришедшие во Владивостокский цирк на программу «Полет аватаров», наверняка надолго запомнят один из самых зрелищных (наряду с силовым экстрим-шоу, воздушными гимнастами и акробатами) номеров – огненное шоу Arcanum. На манеж – играть с огнем – выходят Сергей Невзоров, Маргарита Черная и Алексей Исамухамедов. Всего же в проекте участвуют восемь артистов.

18 февр. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2682 от 18 февр. 2010
1d1631cb03dd47188fe51eb6fadd23f5.jpg Огонь делает то, что захочет человек: извивается змеей, вращается, взлетает ввысь, рассыпается искрами... Жители краевого центра, пришедшие во Владивостокский цирк на программу «Полет аватаров», наверняка надолго запомнят один из самых зрелищных (наряду с силовым экстрим-шоу, воздушными гимнастами и акробатами) номеров – огненное шоу Arcanum. На манеж – играть с огнем – выходят Сергей Невзоров, Маргарита Черная и Алексей Исамухамедов. Всего же в проекте участвуют восемь артистов.– Мы работаем не только в цирке, но и на фестивалях, на концертах, в залах и на природе, – рассказывает Сергей Назаров. – Мы работаем с огнем, пиротехникой и светом – в смеси циркового, театрального жанра и с приличной долей экстрима.– Когда и как вы начали работать с огнем?– Заинтересовался огненными шоу в 2001 году, а занялся профессионально – собрал коллектив – в 2003-м. Началось же все на фестивале исторической реконструкции, которой я очень увлекался, в Крыму, где выступали каскадеры из Москвы и показывали огненное шоу. Меня это заворожило, я общался с ребятами, они мне многое рассказали, потом стал искать сведения и в Интернете.– Наверное, знать нужно немало...– Конечно. Мы должны точно знать, насколько термостойки те или иные материалы, из чего делать инструменты, чтобы они не развалились – мы ведь сами делаем и шесты, и веера, и многое другое, только пиротехнику закупаем у сертифицированных производителей... В среднем нам одного инструмента хватает на год, но мы меняем их раз в полгода, как правило. Вот, например, огненные шесты делаются из авиационного дюралюминия или из стали, сами фитили – не из асбеста, потому что он ненадежен, а из керамической ткани, кевлара...– Огонь – такая вещь, которой человек боится инстинктивно...– Люди больше всего бояться того, чего не понимают. А мы понимаем, как нужно обращаться с огнем. Он представляет угрозу не для тех, кто с ним работает, а для тех, кто с ним не работает. Если у нас во время представления падает на манеж горящий шест, его спокойно поднимают. А теперь представьте, что у кого-то на кухне загорелось масло на сковороде... Если человек впадет в панику, случится самый настоящий пожар. Потому что он не знает, чего ожидать от огня, не привык к нему.– Можно ли вас назвать укротителями огня?– Не люблю этого слова: укротители, покорители стихий. Ну как можно укротить огонь? Мы просто работаем с огнем и знаем, что это опасная вещь, не рискуем по-глупому. Мы вот, например, знаем, как выдыхать огонь, умеем это делать, но набирать в рот топливо – небезопасно, так что мы не включаем этот трюк в шоу. И без него немало зрелищных номеров...Работа с огнем требует профессионального подхода, как и всякая работа на арене. Ведь цирк по сути своей – это риск и говорить, что наши трюки опаснее, чем, допустим, трюки акробата, неправильно.– Неужели вам даже ожоги не случается получать?– Почему же? Редко, но бывает. Если следовать правилам безопасности, тренироваться, то наша работа безопаснее, чем большинство видов спорта. С футбольных матчей игроков увозят с переломами...– Что вы говорите людям, которые приходят в ваш коллектив и хотят учиться работать с огнем?– Самое основное – понять, как надо относиться к огню. Знать его законы. И еще – сначала мы учим не работе с огнем, а артистическому мастерству, хореографии, словом, делаем сначала просто артиста, а уж потом – артиста огненного шоу. Вообще же советую тем, кто хочет играть с огнем, ничего не пробовать самому, а идти к профессионалам и учиться. И еще. Подумайте, зачем вам огненное шоу – если вы хотите просто привлечь к себе внимание, подурачиться, лучше книжки почитайте тогда.– К пиротехнике, огню в России сегодня нервное отношение – после «Хромой лошади»...– А причем тут пиротехника? Не она опасна... Это как с оружием – опасно не оно, а тот человек, который держит оружие в руках.Единственное, что я считаю правильным после пожара в «Серой лошади», было бы запретить продажу петард и взрывчатой пиротехники. А что касается фейерверков, то пусть народ в подходящем месте спокойно их запускает, радуется, почему нет. Если же запретить всю пиротехнику, то это только вызовет повышенный интерес и синдром запретного плода.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ