Во Владивостоке замаячил призрак оперы

В большом зале Приморской филармонии состоялась премьера оперы Моцарта «Волшебная флейта». Эта постановка – результат трёхлетней работы большого интернационального творческого коллектива.

13 окт. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2613 от 13 окт. 2009
7cff9433d6ca9481c950f61d89a2c97a.jpg

В большом зале Приморской филармонии состоялась премьера оперы Моцарта «Волшебная флейта». Эта постановка – результат трёхлетней работы большого интернационального творческого коллектива.

Кто вы, герр Щварц?

Началось всё в 2005 году. Именно тогда во Владивосток приехали солистки Штутгартского оперного театра Катриона Смит и Хелена Шнейдерман, а также Серджио Морабито - режиссёр этого известного в Европе открытостью и любовью к экспериментам театра. Владивостокским слушателям они подарили несколько концертов, а заодно познакомились со студентами и преподавателями академии искусств.

- Именно тогда, - говорит Петер Шварц, руководитель проекта «Волшебная флейта во Владивостоке», - и возникла идея – почти безумная, фантастическая и такая привлекательная: поставить во Владивостоке оперный спектакль силами творческих коллективов двух стран. Почему именно «Волшебная флейта»? А это название появилось как-то само собой. И всем понравилось.

Разумеется, в том же 2005 году «В» рассказал читателям и о будущей постановке, и о Петере Шварце. О его нежном отношении к России и Владивостоку, о трепетной любви к музыке. Тогда казалось, что воплотить в жизнь проект будет не так сложно – идею Петера поддержали в академии искусств, с пониманием отнеслись в Германии. Катриона Смит с восторгом согласилась петь, а в Москве, в театре «Новая опера», режиссёр Алексей Вэйро дал согласие осуществить постановку. И даже приехал во Владивосток, провёл кастинги, студенты академии искусств стали учить партии… А потом проявились все сложности, какие только могли быть – от поиска финансов до такой, типичной для провинциальной России, проблемы, как отсутствие не только в оркестре, но и во всём крае двух фаготов… Робин Энгилен, дирижёр, до сих пор вспоминает, как поразился, когда узнал, что партию второго фагота будет играть виолончель…

Проект «Волшебная флейта во Владивостоке» воплощался в несколько этапов. Осенью 2007 года режиссёр и сценограф проекта посетили Владивосток, познакомились с исполнителями, был проведён мастер-класс по актёрскому мастерству.

В прошлом году в краевой центр приезжала Катриона Смит, вместе с солистами филармонии и студентами академии искусств, Тихоокеанским симфоническим оркестром она исполнила арии из оперы, и, кстати сказать, этот концерт был одним из главных музыкальных событий года.

Петер Шварц – главная, наверное, движущая сила проекта. Три года на его вере, энтузиазме и неутомимых поисках партнёров, спонсоров, меценатов держалось всё. Сегодня он уже с улыбкой рассказывает, как практически никто во Владивостоке (из тех, к кому обращались за помощью или финансовой поддержкой) не верил в возможность постановки, но на вопрос, а нет ли желания взяться за новый проект, отвечает: «Всё возможно! Будет жалко не воспользоваться возможностью такого успешного совместного сотрудничества».

Это круче прыжка с парашютом!

Проект «Волшебная флейта во Владивостоке» - грандиозный эксперимент. Он всколыхнул и заставил иначе взглянуть на вещи очень многих – от солистов до оркестрантов, которые, кстати сказать, впервые после открытия Большого зала филармонии оказались в оркестровой яме.
И поначалу, как говорит дирижёр Робин Энгилен, были весьма этим недовольны. Но с каждой репетицией музыканты убеждались: и звук хорошо идёт, и места всем хватает, и исполнителей слышно.

Алексей Вэйро, режиссёр театра «Новая опера», вспоминает, что сразу же согласился принять участие в такой, на первый взгляд, авантюре, как постановка оперного спектакля в каком-то далёком Владивостоке, да ещё силами солистов из разных стран…

- Для меня это было как прыжок с парашютом. Ощущение риска, какой-то авантюры – это очень здорово, я считаю, и для театра это одно из важнейших чувств, которое помогает в творчестве.

- Вы приступили к репетициям месяц назад. Любой знаток вам скажет – собрать оперу за месяц невозможно.

- Знаете, я в первые дни во Владивостоке чуть ли не от каждого слышал: «Алексей, но ведь это невозможно». А я уверен – возможно, особенно при желании всех участников проекта. Кроме того, эта постановка – грандиозный эксперимент, не классический оперный спектакль.

- Я знаю, что сценически спектакль решён необычно…

- Да, условно, можно сказать. Мы как бы показываем: на сцене не актёры, которые перевоплотились в своих персонажей, а актёры, которые играют! У нас нет кулис, мы видим, как человек готовится на выход, когда он отыграл – нам видно, как он отдыхает. У нас – эксперимент, потому и на сцене много условностей.

- Легко ли вам было работать с Катрионой Смит?

- Более чем. У неё совершенно нет звёздности в худшем смысле слова, она не изображает приму, готова идти на эксперименты с режиссёром и дирижёром. Очень лёгкий и простой человек.

- Открыли ли вы для себя во Владивостоке исполнителей, которые могли бы работать и на московских сценах?

- Очень нравится, как работают Эльдар Тетакаев (Моностатос), Анна Проскурякова (Памина). Они сделали большой шаг вперёд, впрочем, я могу сказать так обо всех участниках спектакля.
Казалось бы, можно спокойно выдохнуть: три года работы не прошли даром, билеты на оба спектакля «Волшебная флейта» проданы – в зале аншлаг, какого ещё не было. Но у проекта «Волшебная флейта во Владивостоке» есть и глобальный смысл.

- Воплощение в жизнь оперного спектакля силами филармонии, училища, академии искусств, известного режиссёра, оперных звёзд такой величины, как Катриона Смит, это по сути и есть создание оперного театра во Владивостоке, - сказала Алла Смородинова, проректор по творческой работе и зарубежным связям академии искусств. – На самом деле говорить: «Театр оперы и балета во Владивостоке будет построен к 2012 году» - неправильно. Будут построены стены. А театр нужно создавать уже сейчас. И проект «Волшебная флейта во Владивостоке» показывает, как это можно сделать. Наш проект не только аккумулировал весь предшествующий опыт постановки во Владивостоке оперных спектаклей, но и стал новым этапом развития оперной культуры в городе.

Справка «В»

В постановке «Волшебной флейты» во Владивостоке приняли участие руководитель проекта Петер Шварц, режиссёр Алексей Вэйро, дирижёр Робин Энгилен, художник по костюмам и сценограф Ольга Васс, художники-осветители Ханнес Зеземанн и Ханс Фрюндт, хореограф Виктория Волкогонова, хормейстеры Лариса Швейковская и Татьяна Лупач. Солисты: Катриона Смит, Вольфганг Мирлах, Джозеф Шнурр, Сергей Плешивцев, Анна Проскурякова, Наталья Брылёва, Надежда Бобовская, Эльдар Тетакаев.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ