Автомобилистов Приморья зовут на баррикады

Это случилось. В пятницу, 7 ноября, в Москве на заседании правительственной комиссии, длинно именующейся «по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике», российскому кабинету министров было рекомендовано ужесточить порядок ввоза в Ро

11 нояб. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2434 от 11 нояб. 2008
6de39f1fb51ed043577b50facdfd7c64.jpg

Это случилось. В пятницу, 7 ноября, в Москве на заседании правительственной комиссии, длинно именующейся «по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике», российскому кабинету министров было рекомендовано ужесточить порядок ввоза в Россию подержанных иномарок.

Со времён «клебановского» повышения пошлин 2002 года, когда импорт иномарок старше семи лет был фактически прикрыт запретительным размером таможенных платежей, это, пожалуй, первый действительно серьёзный шаг (не считая многочисленных и в основном демагогических заявлений о необходимости запрета правого руля, а также появления различных мелких, хотя и досадных бюрократических препон), направленный на дальнейшее выдавливание с российских дорог подержанных иномарок. В том числе и с правым рулём. Кольцо сжимается: теперь под подобный запрет попадут все автомобили иностранного производства старше пяти лет, и это только вопрос времени. Более того, атака носит комплексный характер: уже 14 ноября вступит в силу постановление правительства об увеличении пошлины на ввоз кузовов, которое фактически прикроет распространённую на Дальнем Востоке практику оформления «конструкторов», когда непроходная по своему возрасту машина ввозится в Россию в качестве отдельных запчастей – кузова, двигателя, подвески.

«В соответствии с поручениями Путина»

Заседание вышеназванной комиссии правительства РФ провёл в минувшую пятницу первый вице-премьер Виктор ЗУБКОВ. По сообщению пресс-службы правительства, «на комиссии был рассмотрен ряд мер таможенно-тарифного регулирования по поддержке отечественного автопрома, подготовленных в соответствии с поручениями председателя правительства РФ В. В. ПУТИНА, данных по итогам рабочей поездки в Елабугу». Принято решение «рекомендовать правительству РФ повысить ставки ввозных таможенных пошлин в отношении транспортных средств иностранного производства, срок эксплуатации которых превышает пять лет». Абсолютный размер ставки в зависимости от объёма двигателя составит на легковые автомобили от 2,5 до 5,7 евро за 1 куб. см (до сих пор было - 1,5-3,2 евро), на грузовые - от 2,0 до 4,4 евро за 1 куб. см, на автобусы - 3 евро за 1 куб. см. Также, сообщили в пресс-службе, «признано целесообразным установить таможенную ставку, применяемую при импорте в Россию легковых автомобилей со сроком эксплуатации от одного года до трёх лет, на уровне 30 проц. при одновременном пропорциональном увеличении евросоставляющей. Аналогичные размеры ставок предложено ввести на легковые автомобили со сроком эксплуатации от трёх до пяти лет».

Это означает, что теперь градация иномарок по возрасту изменяется. Раньше действовала трёхуровневая шкала: новыми считались автомобили до трёх лет, затем шли машины «от трёх до семи» (это и был так называемый проходной возраст в течение последних шести лет) и, наконец, старше семи лет. Последние были обложены запретительной пошлиной, но некоторые марки автомобилей старше семи лет тем не менее ввозились «под полную пошлину», а другие – в разобранном виде, «конструктором». Теперь схема такая: есть автомобили новые (до года), подержанные (от года до пяти лет) и «сильно подержанные» – старше пяти лет, ввоз которых правительство РФ предполагает сократить вплоть до прекращения. Ведь одновременно, повторим, попадают под запрет «конструкторы» - юридическая лазейка для законного импорта автомобилей непроходного возраста. Кроме того, на заседании комиссии было рекомендовано ввести новые пошлины на ввоз автобусов со сроком эксплуатации не более пяти лет (на автобусы экологическим классом не ниже «Евро-4» – ноль проц., на автобусы класса ниже «Евро-4» - 25 проц.). Комиссия также признала возможным установить «беспошлинный режим ввоза в отношении новых седельных тягачей экологического класса «Евро-4» и выше».

Чем эти шаги обернутся для Приморья? Вот что думает по этому поводу Александр ЛАТКИН - директор института менеджмента, бизнеса и экономики ВГУЭС, директор Международного института конъюнктуры и прогнозирования, доктор экономических наук: «На протяжении последних лет пяти раз в полгода государство ужесточает режим ввоза иномарок в Россию. Регулярно поднимают пошлины, проводят дифференциацию возраста ввозимых подержанных автомобилей, повышают стандарт «Евро»… И каждый раз бизнес адаптировался.

Конечно, приморский автобизнес безрадостно воспринял меры ужесточения, которые приведут к невозможности привозить автомобили «конструкторами». Однако вспомним, что и этот бизнес вообще возник как реакция на очередные ужесточительные меры государства.

По итогам 2007 года в Россию было ввезено 370 тысяч иномарок. В этом году ожидается, что их количество останется на том же уровне. Российский бюджет получил в виде пошлин и иных платежей по этой деятельности в 2007 году около 15-17 млрд. рублей. Чтобы представлять, сколько это, скажу, что доходная часть бюджета Приморского края в 2007 году составляла около 25 млрд. рублей. Так что государству совсем не выгодно, чтобы автобизнес в России умирал. Однако стоит понимать, что в общероссийской автопрактике Приморский край стоит особняком. По моим оценкам, в этой сфере в Приморье заняты тысячи людей. Но вообще каждый раз, когда государство инициирует разные запретительные меры по ввозу зарубежных автомобилей, это, безусловно, связано с желанием развивать отечественный автопром, открывать и дальше заводы по автосборке известных мировых марок. И это удастся сделать. Однозначно, что с повышением пошлин и невозможностью эксплуатировать «конструкторы» автомобили подорожают и приобрести машину за пять тысяч долларов станет уже невозможным. В этой ситуации оздоровления российского автопрома пострадает, конечно, потребитель. Средний трудящийся вряд ли сможет позволить себе новую «Короллу» или «Камри» за 20-30 тысяч долларов. Что касается бизнеса, то, думаю, приморцы потеряют авторынок центра страны. Западным регионам станет выгоднее покупать те же «японки», только новые, собранные в России. Хотя у россиян ещё крепко мнение, что в нашей стране качественно производить не умеют.

Однако не совсем понятно, как такие пошлины соотносятся с желанием России вступить в ВТО. Ведь сейчас, чтобы войти в данную организацию, необходимо иметь импортные пошлины в среднем на уровне 5-7 процентов. Хотя уже давно не говорится об этом желании, ничего не сказал и президент об этом в своём послании Федеральному собранию. Так что, видимо, нам вновь придётся просто принимать новые условия игры».

22 ноября – протестный день календаря

Уже 9 ноября во Владивостоке прошёл первый автопробег протеста против всего сразу – предполагаемого запрета правого руля (активно обсуждаются некие поправки в федеральный закон о безопасности дорожного движения, внесённые депутатами Госдумы единороссами Олегом МОРОЗОВЫМ и Николаем ГОНЧАРОМ; текста поправок никто не видел, но все подозревают, что там прописан запрет правого руля), повышения пошлин, запрета «конструкторов» и заодно высоких цен на бензин. Но эта акция стала только предупредительной. Потому что на собрании инициативной группы горожан, прошедшем в день 7 ноября на проспекте Красоты, было решено готовить общероссийскую акцию протеста. Она, как ожидается, пройдёт по всей стране 22 ноября. Во Владивостоке в этот день в 10.00 автомобилисты соберутся в районе остановки «Фабрика «Заря» и двинутся к центру города, где в полдень проведут митинг. Протестовать будут вновь против всего «до кучи». Депутат Думы Владивостока, председатель Общества защиты автомобилистов Приморского края Дмитрий ПЕНЯЗЬ, ставший одним из главных организаторов этой акции, пообещал оповестить о ней другие города до Москвы включительно.

На встрече звучали различные, в том числе и радикальные предложения – перекрыть федеральную трассу, потребовать присоединения Приморья к Японии и т. п. Однако Дмитрий Пенязь призвал к умеренности, пообещав, однако, в случае глухоты Москвы к голосам дальневосточников приступить к изучению механизмов отзыва депутатов Госдумы и роспуска правительства РФ. «Могу твёрдо обещать - будем обосновывать неадекватность данного увеличения пошлин. Надеюсь, что добьёмся. Есть ещё один немаловажный момент, о котором почему-то государство не думает: от продажи одной произведённой в России машины оно получает около 800 долларов США, а в виде пошлин - от 2500. Учитывая сложности экономики страны, всё-таки стоит задуматься о том, откуда брать деньги на покрытие возникшего в результате изменения пошлин дефицита», - считает Дмитрий Пенязь.

О своей поддержке автомобилистов заявил и глава администрации Владивостока Игорь ПУШКАРЁВ: «Моё мнение: правому рулю – быть! Нельзя насильственно лишить человека права выбора, какой автомобиль покупать. В той же Японии или Англии, например, нет запрета на пользование леворульными машинами. Вообще я сторонник естественных экономических механизмов решения таких вопросов, а не административных запретов. Нужно создавать экономические предпосылки, чтобы людям выгоднее было покупать отечественные леворульные автомобили. Во-первых, они должны быть соответствующего качества. Во-вторых, цена должна быть конкурентоспособной. А в-третьих, необходимо, чтобы доходы граждан позволяли им покупать новый автомобиль с гарантией из салона, а не подержанный из Японии. К сожалению, на сегодняшний день таких экономических условий нет. Поэтому для таких городов, как наш Владивосток, отстоять правый руль – не просто дело принципа, а жизненная необходимость. Весной, когда аналогичная ситуация уже возникала, я как сенатор встречался с членом Совета Федерации и бывшим руководителем госавтоинспекции Владимиром ФЁДОРОВЫМ, выступившим с инициативой запрета правого руля. Тогда правый руль удалось отстоять. Сегодня, будучи главой Владивостока, я также готов защищать интересы горожан в этом вопросе».

Депутаты обещают защитить

Определённая реакция из Москвы на прогнозируемое недовольство дальневосточных окраин уже появилась. Так, первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов, который и до внесения вышеупомянутых поправок имел во Владивостоке славу одного из последовательных противников праворульной культуры, заявил журналистам, что запрета на эксплуатацию праворульных машин в России «нет и не может быть». Правда, строго говоря, это не означает, что запрета на импорт праворульных машин тоже нет и не может быть; но дело даже не в этом, а в том, что всё происходящее наводит на мысли об информационной спецоперации. Случайно ли сообщения о кознях (мнимых или действительных - не суть важно) Морозова и Гончара против правого руля появились именно тогда, когда другой орган власти – правительство – решил, с одной стороны, прикрыть «конструкторы», а с другой – повысить пошлины? Похоже, что депутатам-единороссам пришлось специально вызвать огонь на себя. Потом они заверят, что против правого руля ничего не имеют, и наивным дальневосточникам предложат праздновать победу. Но она окажется пирровой, потому что тем временем вступит в силу запрет на «конструкторы» и повысятся пошлины. Именно таково сегодня направление главного удара: не запрещать правый руль, а выдавливать его по капле.

Корреспонденты «В» связались с представителями Приморья в Госдуме и спросили их, будут ли предприниматься какие-либо меры по защите дальневосточных автомобилистов. «Если понадобится, на пленарном заседании во всеуслышание заявим о покушении на права собственности граждан страны. Все ранее приобретённые автомобили, без сомнения, останутся в пользовании владельцев, - заявил депутат от ЛДПР Валерий СЕЛЕЗНЁВ, которого звонок из Владивостока застал в московской пробке по пути на Охотный ряд. - Правый руль – это придуманный предлог против обладателей подержанных иномарок. Если государство собирается всех пересадить за левый руль, то пусть полностью возьмёт на себя расходы по переделке таких авто и обязательно выступит гарантом безопасности переделанных машин. А своим коллегам-депутатам я не раз говорил и ещё повторю: бороться надо не с технически совершенными и безопасными японскими автомобилями, а с экологически несовершенными. Это очень важно для всех жителей страны – участников дорожного движения. А для населения Дальнего Востока с его радиологическими проблемами это актуально вдвойне. Надо беспокоиться о здоровье детей и пожилых людей, чтобы они не дышали выхлопными газами, но не стоять на страже отечественного автопрома. Взвешенный подход нужен и правительству при введении заградительных пошлин. Бывает, что и машина с конвейера не имеет права выезжать на дорогу из-за технических проблем. А многие иномарки десяти лет и старше являются совершенными транспортными средствами с точки зрения технической безопасности. Уверен, что меня поддержат представители фракции нашей партии. Можно объединиться с другими депутатами Госдумы для защиты дальневосточников. Наверняка присоединятся многие единороссы. Очень надеюсь, что в таких вопросах все депутаты от Дальнего Востока будут объединяться, несмотря на политические разногласия. Ведь задача общая – сделать жизнь наших земляков комфортней».

Вот что сообщила нам депутат Госдумы Эльмира ГЛУБОКОВСКАЯ, избранная по приморскому списку «Справедливой России»: «Для жителей Приморья одним из самых важных является вопрос о будущем праворульных автомобилей в России. Ведь именно эти автомобили стали кормильцами и друзьями почти в каждой семье. В последние дни ко мне и другим депутатам поступило много обращений, в которых выражается обеспокоенность введением запрета на использование праворульных машин. Это беспокойство вызвано внесением депутатами Государственной думы Олегом Морозовым и Николаем Гончаром законопроекта «О внесении изменений в федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Хочу отметить, что в данном законопроекте нет никаких норм, которые запрещали бы использование праворульных машин в РФ. Вместе с тем в законопроекте вводятся нормы о том, что выпуск в обращение бывших в эксплуатации транспортных средств допускается только при наличии документов, подтверждающих соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности. Эти требования будут установлены техническим регламентом. Хочу проинформировать, что в правительстве и Государственной думе идёт подготовка нового технического регламента, касающегося автомобильного транспорта.

Необходимость ужесточения мер к безопасности автомобильного транспорта обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий, в которых погибает ежегодно от 32 до 35 тысяч человек и более 285 тысяч россиян получают ранения. Уровень дорожно-транспортного травматизма в России составляет 14 погибших на 100 тыс. населения. Этот показатель значительно выше, чем в развитых странах, таких, как Швеция, Великобритания, Германия, Дания и Канада. Есть необходимость совершенствования законодательства в этой сфере, и такая работа в Государственной думе проводится. Дорогие земляки! Мне понятны ваши опасения о повышении пошлин на ввозимые иномарки старше пяти лет. Это решение я не поддерживаю и считаю, что импортные машины, особенно японского производства от пяти до семи лет, имеют хорошие технические характеристики, включая показатели безопасности и комфортности. Я считаю, что до принятия технического регламента на автомобильный транспорт никакие решения о повышении пошлин на импортные машины не должны приниматься на федеральном уровне. И эту позицию я буду отстаивать».

Автор: Николай Кутенких Николаевич