Гибельная «Нерпа». Приморье скорбит по погибшим морякам и судостроителям

Сегодняшний день – 11 ноября – распоряжением губернатора Сергея ДАРЬКИНА объявлен в Приморском крае днём траура. Решение принято в связи с катастрофой, произошедшей на атомной подводной лодке Тихоокеанского флота в минувшую субботу, 8 ноября. Завтрашняя д

11 нояб. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2434 от 11 нояб. 2008

Сегодняшний день – 11 ноября – распоряжением губернатора Сергея ДАРЬКИНА объявлен в Приморском крае днём траура. Решение принято в связи с катастрофой, произошедшей на атомной подводной лодке Тихоокеанского флота в минувшую субботу, 8 ноября. Завтрашняя дата – 12 ноября – объявлена днём траура у наших соседей, в Комсомольске-на-Амуре.

Напомним, что трагедия на атомоходе К-152 «Нерпа» произошла во время ходовых (заводских) испытаний в акватории северной части Японского моря, ориентировочно в 20.30 местного времени на траверзе залива и посёлка Ольга вблизи побережья Приморья. Как сообщили корреспонденту «В» информированные источники в штабе Тихоокеанского флота, многоцелевая АПЛ находилась в тот момент в подводном положении под перископом. В это время во втором (жилом) отсеке произошли несанкционированное срабатывание лодочной объёмной системы пожаротушения и связанный с этим внезапный выброс фреона. По некоторым данным, газ успел частично распространиться в соседние отсеки.

В результате этого погибли двадцать человек - трое военнослужащих и семнадцать гражданских специалистов, в том числе двое из Большого Камня. Ещё 21 человек получил отравления различной степени тяжести, шестеро из которых большекаменцы.

Субмарина незамедлительно всплыла на поверхность. В первую очередь была проверена работа ядерной силовой установки, которая, как выяснилось, продолжала работать в штатном режиме, а радиационный фон оставался в норме.

Всего на борту находились 208 человек. 81 – это «приёмочный» экипаж Тихоокеанского флота, а 127 человек – судостроители из Комсомольска-на-Амуре и Большого Камня, плюс несколько представителей различных предприятий военно-промышленного комплекса.

[photo:9315:p:]

То, что большая часть погибших – гражданские люди, дало многим экспертам основание допустить, что на них не хватило полагающихся в обязательном порядке каждому члену экипажа подводной лодки индивидуальных дыхательных аппаратов (ИДА) или они не были в полной мере обучены правилам их использования.

Задача фреона в системе пожаротушения – «заморозить» или «связать» молекулы кислорода; в такой «безвоздушной» ситуации огонь потухнет сам. Но точно так же потухает и жизнь человека, не сумевшего воспользоваться ИДА. В медицине это называется гипоксия – нехватка кислорода или аноксия – отсутствие кислорода, что приводит к необратимым последствиям в кровеносной системе и клетках мозга. Причём самое ужасное, что смерть наступает не сразу. Ещё в первые часы после аварии, как сообщают некоторые источники, на лодке не было погибших. Сообщения о них стали появляться после полуночи.

Попавших под фреоновую атаку пытались спасти любой ценой; к месту происшествия подошли большой противолодочный корабль «Адмирал Трибуц» и спасательное судно «Саяны». В полтретьего ночи с субботы на воскресенье в Кневичах села «вертушка» - часом раньше в неё грузили ещё живых людей, но выгружали уже мёртвых.

Кого ещё можно было спасти, передали на «Трибуц», который форсированным ходом ушёл в залив Стрелок и передал пострадавших в военно-морской госпиталь в Фокино. На середину вчерашнего дня, согласно официальным сообщениям, их жизни ничего не угрожало.

О чрезвычайном происшествии было доложено верховному главнокомандующему, президенту РФ Дмитрию МЕДВЕДЕВУ, который приказал оказать всемерную помощь семьям погибших и пострадавших, а также провести тщательное расследование происшедшего.

Тем временем аварийная лодка самостоятельно, но в сопровождении «Саян» приблизительно в 18 часов местного времени в воскресенье прибыла в Большой Камень, где при помощи буксиров была ошвартована к заводскому пирсу. Практически незамедлительно на «Нерпе» и на заводе «Восток» (который является достроечным участком Амурского судостроительного завода) началось масштабное расследование трагического инцидента. Из Москвы прилетели первый замминистра обороны РФ генерал-полковник Александр КОЛМАКОВ и главком ВМФ адмирал Владимир ВЫСОЦКИЙ. Их сопровождает группа старших офицеров, генералов и адмиралов, включая представителей главной военной прокуратуры.

По факту катастрофы возбуждено уголовное дело. Выясняется причина срабатывания системы пожаротушения. Пока что рассматриваются несколько версий, из которых основными можно считать две – человеческий фактор и сбой.

При этом стоит заметить, что некоторые высокопоставленные военные уже успели обвинить в произошедшем гражданских специалистов, якобы нарушивших определённые правила режима пребывания на лодке. По мнению ряда экспертов, такая обвинительная спешка вполне понятна: главное, не допустить подозрений, что на лодке были какие-то технические неисправности.

Дело в том, что субмарина К-152 «Нерпа» была лодкой трудной судьбы. Атомный подводный крейсер 971-го проекта (по классификации НАТО «Акула») был заложен на Амурском судостроительном заводе (Комсомольск-на-Амуре) ещё в далёком в 1991 году. Однако из-за отсутствия должного финансирования в середине девяностых сборка на стапелях была фактически заморожена, хотя к тому времени лодка была готова почти на 70 процентов.

[photo:9314:p:]

Атомоход удалось достроить лишь благодаря привлечению денег нового заказчика - правительства Индии в лице её военно-морского флота. Ещё в 1997 году по межправительственному соглашению Индия заказала у России 3 фрегата. Одновременно начались переговоры о приобретении южноазиатским государством тяжёлого авианесущего крейсера и двух атомных субмарин. После достройки и испытаний их должны были передать ВМФ Индии. Причём только на правах 10-летней аренды. Сумма сделки не разглашалась, но в СМИ активно муссируется такая цифра: за 10 лет аренды «Нерпы» Индия должна была заплатить 650 миллионов долларов.

Как бы то ни было, лодку достроили и перегнали в Большой Камень. Здесь на заводе «Восток» её доводили до готовности, был присвоен заводской номер заказа - 518. Из Комсомольска-на-Амуре приехало несколько сот высококвалифицированных специалистов и в течение 2008 года субмарину подготовили для проведения ходовых испытаний. Первые выходы в море, в том числе и с погружениями, завершились благополучно. Три с половиной месяца назад, в конце июля, лодка даже приняла участие в морском параде ТОФ в Амурском заливе, посвящённом Дню ВМФ.

До конца нынешнего года во Владивосток, о чём «В» уже сообщал, должны несколькими партиями прибыть 40 индийских моряков. Они уже прошли подготовку в подмосковном Сосновом Бору в специальном учебном центре ВМФ РФ и теперь должны были дальше осваивать атомный ракетоносец. Сообщалось уже и о том, что после передачи «Нерпы» в лизинг на 10 лет ВМФ Индии её планировалось переименовать в «Чакру».

В этой связи вполне понятно желание «продавцов» сказать, что лодка в отличном состоянии, а виноваты во всём нерадивые специалисты. Хотя говорить такое о людях, сдавших военным за свою жизнь не одну субмарину, наверное, не стоит. Не случайно в беседе с корреспондентом «В» глава ЗАТО Большой Камень подчеркнул: «Люди платят своими жизнями за обороноспособность страны».

Тем более что специалисты призывают не спешить с выводами, а провести тщательное расследование (об этом же, к слову, говорил и президент страны).

«Сбой в работе техники может объясняться и недостаточной обкаткой комплекса управления системами корабля, - пишет, к примеру, во вчерашнем номере газета «Коммерсантъ». – «Комплекс управления системами корабля существенно отличается от того, что устанавливался ранее на подлодках этого проекта. Возможно, системы не были отработаны и состыкованы должным образом перед выходом в море,— полагает источник в судостроительной отрасли.— По условиям контракта с Индией лодка должна быть достроена с глубокой модернизацией (так называемый проект 971И)». При этом собеседник газеты затруднился предположить, как авария может отразиться на соглашении с индийской стороной. «После аварии на лодке не должно быть существенных повреждений. Другое дело, как прореагирует на этот инцидент Индия, тем более что срок сдачи лодки уже как минимум дважды переносился»,— сказал один из представителей судостроителей. Изначально предполагалось, что подлодка будет передана Индии в августе прошлого года, затем передачу отложили на июнь 2008 года, сейчас же лодка проходит только заводские ходовые испытания и речь идёт о возможной передаче индийской стороне ближе к концу 2009 года. Россия также настаивала на увеличении стоимости контракта с 650 миллионов долларов до 785 миллионов. Индия согласилась на отсрочку, но отказалась пересматривать цену.

Характерно, что в течение последних суток в индийских вооружённых силах аварию на АПЛ не комментировали.

[photo:9316:p:]

…Но это всё – большая политика. А погибших людей уже не вернёшь.

Вчера во всех храмах Приморья православные молились за души моряков и гражданских специалистов, погибших во время аварии на атомной подводной лодке.

В краевом центре панихида прошла утром в кафедральном соборе Покрова Божией Матери. В память о погибших молились епископы - Тамбовский и Мичуринский Феодосий, Хабаровский и Приамурский Марк, Магаданский и Синегорский Гурий, Якутский и Ленский Зосима, Биробиджанский и Кульдурский Иосиф, архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий, а также архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин.

Можно сказать, что в понедельник во владивостокском храме за наших земляков молилась вся страна.

Список погибших и пострадавших на подводной лодке «Нерпа» ПОГИБШИЕ№ п/п Воинское звание Ф.И.О. 1. кап. 2 ранга Головных Евгений Борисович 2. кап. 3 ранга Подборнов Александр Николаевич 3. мичман Прудников Александр Евгеньевич 4. гражданский Дружинин Виктор Дмитриевич 5. гражданский Сулимов Владимир Сергеевич 6. гражданский Фишич Виктор Иванович 7. гражданский Нежура Александр Владимирович 8. гражданский Пищулин Владимир Валерьевич 9. гражданский Егоров Илья Петрович 10. гражданский Тарасов Владимир Дмитриевич 11. гражданский Шугаенко Александр Георгиевич 12. гражданский Бакулин Сергей Александрович 13. гражданский Суренков Дмитрий Николаевич 14. гражданский Красиков Евгений Михайлович 15. гражданский Саяпин Владимир Григорьевич 16. гражданский Тюгаев Антон Геннадьевич 17. гражданский Качусов Анатолий Фёдорович 18. гражданский Лысенко Алексей Иванович 19. гражданский не опознан 20. гражданский не опознан ПОСТРАДАВШИЕ№ п/п Воинское звание Ф.И.О. 1. ст. мичман Вахрушев Александр Леонидович 2. мичман Овсянников Евгений Валерьевич 3. гражданский Пустовой Д. А. 4. гражданский Козлов Владимир Нестерович 5. гражданский Сотников Юрий Георгиевич 6. гражданский Михайлов Александр Юрьевич 7. гражданский Рифк Виктор Эльмаевич 8. гражданский Аньшаков Сергей Анатольевич 9. гражданский Шанаев Александр Леонидович 10. гражданский Костюченко Станислав Владимирович 11. гражданский Дерин Александр Леонидович 12. гражданский Шемеров Владимир Николаевич 13. гражданский Стольников Сергей Ионович 14. гражданский Нежура Владимир Андреевич 15. гражданский Гаврик Анатолий Гаврилович 16. гражданский Боландин Николай Николаевич 17. гражданский Фролов Александр Алексеевич 18. гражданский Нефедьев Максим Сергеевич 19. гражданский Щепин Владимир Николаевич 20. гражданский Цуркан Денис Павлович 21. гражданский Большаков Антон Павлович

Автор: Андрей Островский Вадимович