Бизнес на металлоломе запретить нельзя

Как представляется, в последнее время огромное количество газетных публикаций, передач радио и телевидения, освещающих тему покупки и продажи лома черных и цветных металлов, подаются в явно искаженном виде, без рассмотрения всей ситуации в этой сфере рынка, в отрыве от общей экономической картины в стране и крае, чрезмерно концентрируя внимание только на криминальных сторонах этого явления.

8 окт. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №237 от 8 окт. 1997

Как представляется, в последнее время огромное количество газетных публикаций, передач радио и телевидения, освещающих тему покупки и продажи лома черных и цветных металлов, подаются в явно искаженном виде, без рассмотрения всей ситуации в этой сфере рынка, в отрыве от общей экономической картины в стране и крае, чрезмерно концентрируя внимание только на криминальных сторонах этого явления.

К слову, криминала в покупке и продаже различного лома металлов нисколько не больше, чем в других видах бизнеса. Безусловно, если есть экономический и социальный вред - с ним надо бороться, в том числе и мерами административного, правового и экономического регулирования. Сегодня же многие публикации, нагнетая напряженность, огульно обвиняя всех, кто причастен к этому бизнесу, делают однозначные, однобокие выводы: закрыть, запретить и т. п. Боюсь, что представители некоторых властных структур, наэлектризованные общим негативным общественным мнением, могут склониться к таким методам, которые далеки от реальной экономики, от рыночных инструментов ее регулирования.

Объективные данные сегодня говорят: в стране и, в частности, на Дальнем Востоке сложилась целая отрасль по покупке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов. Отрасль, которая дает сегодня работу тысячам и тысячам людей, причем не только непосредственно работающих на этих предприятиях, но и их контрагентам, смежникам, транспортникам, флоту и т. п. Недавно Владивостокский морской торговый порт подводил итоги работы за полугодие. Из около 2 млн. тонн груза, переработанных в порту в этом году, 60 процентов составили металлы (прокат, заготовки, лом). Представьте себе, если сегодня введут ограничения, связанные с этой торговлей, - останутся без работы порт, многие судоходные компании, получающие деньги на перевозке лома черных и цветных металлов. А ведь это и зарплата людям, и налоги государству.

Наше предприятие, перерабатывая лом черных и цветных металлов, имеет сегодня более 400 смежников и поставщиков как в лице организаций, так и частных лиц. На предприятии трудится более 40 человек, которые ежемесячно обеспечены зарплатой, бесплатным питанием, застрахованы. В условиях экономического спада они социально защищены, и мы этим гордимся. Практически полностью отсутствует текучесть кадров. С нами сотрудничают несколько транспортных предприятий, обеспечивающих перевозку лома. Совместная деятельность с ОАО “ХК Дальзавод” позволяет сохранять рабочие места, обеспечивать работой железнодорожный, транспортный и другие цеха, участвующие в переработке металлического лома.

Отправляя ежемесячно суда и контейнеры партнерам в Японию, Южную Корею, Вьетнам, КНР, мы даем работу судоходным компаниям, агентским фирмам, таможне, Внештрансу и т. п. Со всеми мы своевременно расплачиваемся, обеспечивая тем самым рыночный процесс. Поэтому любые запретительные меры противопоказаны. К тому же и наше предприятие, и в целом сложившаяся на базе переработки и продажи лома отрасль дают государству, краю, городу так необходимые налоги. Только за 1996-1997 годы нами перечислено в виде различных сборов и налогов сотни миллионов рублей.

Очень важен внешнеэкономический фактор. В условиях кризиса экономики переработка и экспорт лома остаются перспективным направлением. Сюда стекаются инвестиции зарубежных компаний, на этом рынке сегодня работают только во Владивостоке десятки фирм из Японии, Южной Кореи, Вьетнама, Китая. Если какие-то фирмы работают недобросовестно, нарушают российские законы - с такими надо бороться решительно, направляя на это силы правоохранительных органов. Причем меры надо принимать именно к тем, кто нарушает российские законы, Таможенный кодекс и т. п.

Общими запретительными мерами и краю, и стране будет нанесет существенный моральный и материальный вред. В условиях продолжающегося недоверия к российскому рынку, к российским компаниям, к нашим экономическим законам еще один удар по интересам зарубежного капитала будет трудно поправим. Нам еще сложнее будет получать инвестиционные кредиты, сложнее находить новых партнеров, вообще сложнее работать. Нужна стабильность на годы. Только тогда наши зарубежные партнеры пойдут на наш рынок. Сегодня они покупают сырье, завтра привезут технологии для его переработки, послезавтра будут активно участвовать в строительстве, производстве, а значит, в дальнейшем развитии экономики России.

Автор: Владимир ЕРМАКОВ, директор ООО “Ост-Сумет”