Спектакль делаем на кухне

Театральный коллектив «М`арт» репетировал новую пьесу всего-то час. А потом актёры вышли на сцену владивостокского театра кукол и, говоря на языке современной молодёжи, «отожгли». Гастроли хабаровского коллектива завершились во Владивостоке на минувшей не

6 февр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2285 от 6 февр. 2008

Театральный коллектив «М`арт» репетировал новую пьесу всего-то час. А потом актёры вышли на сцену владивостокского театра кукол и, говоря на языке современной молодёжи, «отожгли». Гастроли хабаровского коллектива завершились во Владивостоке на минувшей неделе.

Небольшая труппа выступала в столице Приморья впервые. Актёры были в краевом центре и раньше, но в составе другого театрального коллектива - «Тирада», из которого вышли практически все члены «М`арта».

В первый день гастролей на детский спектакль «Одуванчик» пришли ребятишки из школы-интерната коррекционного типа № 1 (при содействии Ирины БЕРДАНОВОЙ, учредителя благотворительного фонда «Благоденствие»). Второй спектакль – «ЛAV из ЛAV» - любовная история с лихо закрученным сюжетом. До самого последнего момента не ясно, что же всё-таки объединяет персонажей. Нелепые случайности разлучают одних героев и сводят других. Эдакая трагикомедия, в которой, конечно, много странного и даже драматического, но больше смешного – ведь всё, как водится, заканчивается хорошо.

После спектакля мы пообщались с режиссёром (а по совместительству и актёром) Александром ЗВЕРЕВЫМ.

- Вы уже были в Японии, где имели успех…

- Да, на детском театральном фестивале «Киджимуна», повезли туда «Одуванчик». Там нас отлично приняли. И обратно мы ехали в надежде, что вот теперь-то наш театр заживёт! Но не тут-то было. Долго скитались по разным залам, не могли найти постоянное помещение для репетиций. Его и сейчас нет. Спектакли репетируем почти на пальцах – «пошла туда, сделала то»… Правда, в Хабаровске «куклы» и ТЮЗ объединились, и режиссёр объединённого театра пускает нас к себе на сцену. Но всё равно мы там не особо востребованы. Выступали на местной сцене только раз.

- Вы ушли из «Триады»…

- По многим причинам. Может быть, выросли из рамок.

- Из рамок классики?

- Я бы не стал называть «Триаду» классическим театром. Это что-то выдающееся, своеобразное. Но и в этом своеобразии тесно. Кстати, я сейчас вернулся в этот театр – финансовые проблемы ещё никто не отменял, да и творчески реализовываться хочется. Работая в любом театре, ты поставлен в какие-то условия. Хочется развиваться быстрее, а часто не получается. Кому-то роль дали, а кому-то нет…

В театре «М`арт» легче – все собираются на кухне и приходят к какому-либо решению. И пока каждому не понравится, например, сценарий, мы не начнём работу над спектаклем. В том и прелесть нашей небольшой труппы, что можем договориться. Ведь когда актёру не нравится то, что он делает, он работает спустя рукава.

- Я так поняла, вы – своеобразный андеграунд искусства, для которого не важно, в каких условиях творить…

- Можно сказать, и так. Но актёр должен быть фанатиком… Конечно, мешает, что нет постоянного помещения. Но мы стараемся, чтобы наши спектакли были интересны. Во всех постановках есть интерактивность, общение со зрителем. Публика это хорошо принимает. И вот сегодня мы вывели на сцену парня – не подсадного. Да, это рискованно, но проверено.

- То есть ставите то, что интересно зрителю?

- Нет, ставим так, чтобы было интересно. Можно ставить классику, заниматься абстракционизмом, модерном, лазать по канатам… Есть люди, которые любят постановки с философским посылом. А некоторым, например, хочется расслабиться, развлечься. Но театр должен не идти на поводу у публики, а наоборот, вести за собой людей. Ну, например, «Ромео и Джульетта» - сколько раз уже поставлена пьеса. И ведь до сих пор находятся люди, которые берутся за этот спектакль и делают это интересно.

- Только из шедевров классики сейчас делают шоу.

- Я не противник этого. Любой жанр хорош, кроме скучного. Но это не значит, что классика умирает! Тем более что много сейчас и классических постановок. Надо угадывать настроение зрителя. И, между прочим, мнение актёра не всегда совпадает с мнением публики. Кажется, что всё отвратительно, а люди говорят, что отлично. И наоборот. У «Триады» эмблема хорошая – кошка на лезвии бритвы. Шаг вправо, шаг влево - или порежешься, или упадёшь.

Ещё одна причина, по которой театры ставят классику - не надо платить за авторские права. Захочешь поставить современную пьесу, придётся пройти через бумажную волокиту. Ну и мы, конечно, стараемся делать дешевле и проще. Конечно, по готовому произведению работать легче.

- А финансовые проблемы?

- У меня много знакомых – состоятельных людей, они приходят в театр отдыхать душой. И говорят: «Как бы я хотел так работать!». Но мы возражаем: без яхты, без машины, за мизерную зарплату? Наверное, это в нашей работе – самое главное, когда человек приходит и отдыхает душой, обо всём забывает.

С другой стороны, и сам актёр вырабатывается. Сделал удачный спектакль – и наступает пустота. Чем-то это надо компенсировать. Многие, как ни печально, пьют. Я, например, нашёл другой способ расслабиться –занимаюсь экстремальными видами спорта. Это такое удовольствие! А ещё когда есть хорошая компания! Мы с Мариной – актрисой и помощником режиссёра – однажды взяли кредит и поехали в Японию кататься на горных лыжах. Правда, за неделю потом два года рассчитывались… Но было здорово!

- Но ведь ремесло актёра – это своего рода зависимость…

- Да, от репетиционных точек, от графика. От финансов, в конце концов. У нас в городе, слава богу, нашлись люди, которые дали нам денег практически просто так. Вот во Владивостоке нас поддержал Александр ГРАДУЛЕНКО, один из руководителей организации ветеранов боевых действий «Контингент». Мы таким людям очень благодарны. При том, что института меценатства в России сегодня практически не существует, находятся отдельные люди, которые помогают. Чтобы быть меценатом, надо по-настоящему любить искусство. Других мотивов я не вижу.

- А паспорт, который вы порвали на сцене, был настоящим?

- Вполне. Это мой гражданский паспорт. Правда, просроченный. Где будем брать паспорта на следующие спектакли – неизвестно, - улыбается Александр, - но для Владивостока всё сделали натурально.

Автор: Валерия Федоренко Павловна