Заложники «левой солярки»

На редакцию «В» обрушилась волна звонков от жителей города, которые жаловались на непростую обстановку, сложившуюся на рынке автоперевозок. Люди рассказывали о том, что во Владивостоке резко уменьшилось количество автобусов на линиях (особенно остро это з

6 дек. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2255 от 6 дек. 2007

На редакцию «В» обрушилась волна звонков от жителей города, которые жаловались на непростую обстановку, сложившуюся на рынке автоперевозок. Люди рассказывали о том, что во Владивостоке резко уменьшилось количество автобусов на линиях (особенно остро это заметно по утрам), а те машины, которые все-таки выходят на маршрут, глохнут на полпути. Президент Приморской ассоциации транспортных компаний Игорь КРАВЦОВ так прокомментировал корреспонденту «В» сложившуюся ситуацию:

- Действительно, данная проблема существует. Около 20 процентов автобусов не могут завестись утром, а те, кто выходит на маршрут, рискуют заглохнуть по дороге. Причина тут одна - низкое качество солярки, которой заправляются автобусы. К сожалению, своих заправок у нас нет, и мы вынуждены покупать топливо на АЗС города. Сейчас на бензоколонках идет переход с летнего дизтоплива на зимнее, возможно, поэтому и упало качество солярки. Мы рекомендуем водителям автобусов заправляться на АЗС «НК Альянс» (судя по чекам за топливо, так оно и происходит). Хотя известно, что есть и нерадивые водители, которые скупают дешевое топливо, слитое с какого-нибудь судна. Я не могу кататься с каждым весь день и контролировать, где и как заправляются водители. Мы бы хотели заправляться качественной соляркой, но она стоит на 10-15 процентов дороже обычной и ресурсов на это у нас, автотранспортников, нет.

Как сообщила пресс-служба городской администрации, низкий процент выхода рейсовых автобусов на маршрут обсуждался на недавнем совещании у одного из заместителей главы города.

Поднимался вопрос о том, что если компания-перевозчик не может обеспечить выход на линию необходимого количества автобусов, то зачем компания вообще существует на этом рынке!? Что касается технического состояния автобусов, то прежде чем машина выходит на маршрут, ее осматривают представители целого ряда служб. Но в техосмотр не входит контроль качества топлива, которым заправляется автобус.

А вот что сообщил нам Андрей ПЕРЕХОЖУК, заместитель генерального директора ОАО «Приморнефтепродукт, входящего в состав «НК Альянс»:

- В нашей компании уже много лет работает многоступенчатая система контроля качества топлива. Проверка проходит и на заводе, и на каждом этапе перегрузки. Плюс работает передвижная лаборатория, которая, например, реагируя на жалобу, выезжает на АЗС и проводит исследование. Также мы отслеживаем, кто пользуется услугами нашей компании, и потому знаем, что автобусы на заправках «НК Альянс» нечастые гости. Зато широко известно, что городские автобусы регулярно навещают «чумазый» бензовоз на Эгершельде, который предлагает дешевое топливо сомнительного качества.

Вообще, надо сказать, что жалобы от автомобилистов (и не только водителей автобусов) на некачественное топливо возникают часто. Но, как правило, все ограничивается брюзжанием водителей у себя в гаражах и на кухнях, а дальше дело не идет. Подтверждением тому служит показательный факт: ни одной «официальной» жалобы по этому поводу не поступало ни в Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю, ни в отдел промэкспертизы Приморской торгово-промышленной палаты.

Не так уж много их было и в инспекцию Приморского края Дальневосточного межрегионального территориального управления Ростехрегулирования, а именно эта структура как раз и уполномочена государством на проведение работы по таким обращениям потребителей. Тут обычно быстро реагируют на жалобы, оперативно проводят по ним проверки.

По мнению заместителя председателя Приморской торгово-промышленной палаты Владимира Денисова, проблема качества топлива во многом объясняется тем, что крупные компании, работающие на этом рынке, имеют свои аккредитованные лаборатории по экспертизе нефтепродуктов. Им просто незачем обращаться к независимым специалистам. Получается «вещь в себе»: сам произвел, сам продал, сам проверил. На взгляд Владимира Венгерьевича, острота проблемы будет снята только в том случае, если экспертизу будут проводить независимые лаборатории.

- Одно не исключает другого, к нам обращаются и крупные компании (особенно их филиалы в районах края), имеющие свои лаборатории, - рассказал Сергей Стадник, руководитель Приморского центра по экспертизе нефти и нефтепродуктов. - Делают это они для подстраховки самих себя, для получения гарантий качества своей работы. Более трех десятков АЗС заключили договоры на такой контроль с нашим центром. Проверки мы делаем внезапно, чтобы невозможно было подстроиться под наш график. И хочу сказать, что очень редко результаты испытаний топлива бывают негативными. Если такое все-таки случается, то тогда обязательно делается еще одна проверка и проводятся повторные испытания - это правило. За экспертизой по качеству топлива обращаются к нам и предприятия, имеющие крупный автопарк. Если им надо иметь гарантию бесперебойной работы и того, что машины завтра не встанут из-за плохого топлива, то они обязательно подстрахуются и закажут экспертизу в независимом центре. То же самое могли бы делать и автобусные компании.

По мнению специалистов, проблема с выходом на линию рейсовых автобусов возникла даже не из-за некачественного топлива, а потому, что их заправляли летней соляркой. Стоило температуре воздуха опуститься ниже 10 градусов (при этой температуре летнее топливо уже начинает загустевать), как автобусы «закапризничали». На кого тут пенять? На автобусников, которые не знают, чем именно заправляются? На работников некоторых АЗС, не дающих, как положено по закону, честной информации? Или, как всегда, на неожиданно свалившуюся на нашу голову зиму?

А, может быть, все еще проще: «внезапно» вставшие автобусы являются спрятанным в рукаве козырем, который позволит-таки повысить в самом обозримом будущем цену на проезд в городском автотранспорте?

Автор: Служба оперативной информации «В»