Скучно без выдумки Виктору Бусаренко

- А ведь мы совсем про это забыли, - охнул в финале нашей беседы Виктор Бусаренко, заслуженный деятель искусств России, главный режиссер Приморского театра кукол. Недавно ему исполнилось 60 лет. - Ведь сегодня 10 лет пожару! В 1997 году театр наш пылал, с

28 сент. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2217 от 28 сент. 2007
48c519e331c5822a717da4ec16103d2c.jpg


- А ведь мы совсем про это забыли, - охнул в финале нашей беседы Виктор Бусаренко, заслуженный деятель искусств России, главный режиссер Приморского театра кукол. Недавно ему исполнилось 60 лет. - Ведь сегодня 10 лет пожару! В 1997 году театр наш пылал, страшно даже вспоминать. Как мы выжили после этого... И надо же - уже забылось. Наверное, это к лучшему…

На 60 лет Виктор Васильевич не выглядит. Энергичный, подтянутый, фонтанирующий идеями, мечтающий и уверенно смотрящий в будущее. Актер, режиссер, кукольник… Как причудливо закрутили Мойры его судьбу…

- Если бы вас попросили назвать какие-то вехи своей жизни, значимые периоды…

- Вспомнил бы сразу четыре года работы в театре юного зрителя Приморского края. Это был лучший период моей актерской жизни, общения с такими замечательными режиссерами, как Игорь Лиозин и Юрий Котов. Юрий Александрович был практически моим ровесником, но я считаю его одним из своих главных наставников и учителей.

Затем - работа в Красноярске. Два с половиной года работы в тамошнем ТЮЗе. Мой первый театр, творческая школа. Я был такой начинающий, только-только вылупившийся режиссер, который едва окончил Высшие режиссерские курсы. Быть руководителем оказалось совсем не так просто, как быть артистом. Набил много шишек, но они пошли мне на пользу.

И самое главное - встреча с Приморским театром кукол, который стал неожиданно самым главным в моей жизни.

Конечно, событий в жизни было больше: работа в театре музыкальной комедии и театре имени Горького, работа в управлении культуры - все это был полезный опыт.

- Театру кукол вы отдали 17 лет, 14 лет им руководите. Больше, чем любой из режиссеров за его историю. И начинали в такое тяжелое время…

- Да, это был ноябрь 1993-го. Впрочем, не скажу, что сейчас много легче. Пора перемен в культуре не закончилась. Театр кукол всегда был очень традиционным, камерным, работал в маленьких залах, не имел своего помещения, ставил в основном спектакли на ширме, очень классическим. Похож на многие другие. За 14 лет мы обрели постоянное пристанище. И, как мне кажется, изменились к лучшему. Да, было много неудач, моих личных неудач, но несколько постановок расширили рамки театра кукол, внесли туда элементы музыкального и драматического театра. Труппа обновилась, пришли молодые актеры, имеющие высшее драматическое образование, оно удачно сочетается с опытом актеров старшего поколения.

Отдаленность от центра России, дороговизна не позволяют нам выезжать на многие наши фестивали, но зато за эти годы мы открыли окно в Азию и регулярно бываем в Японии и Южной Корее.

- Самые дорогие вашему сердцу постановки? Или всех детей вы любите одинаково?

- Нет, не всех. В кукольном театре есть большая разница между спектаклями, востребованными у публики, и теми, которые мы сами любим. К нам ведь в основном приходят дошколята… Как ни грустно, многие спектакли, за которые действительно не стыдно, в которых - и это не только мое мнение - была искра, уже сошли со сцены.

«Невероятный цирк Шардам» по Даниилу Хармсу, «Соловей» по Андерсену, сделанный в стиле китай-ского театра; большой, дорогой и сложный - я даже удивлен, что мы его потянули - спектакль «Хоббит». Мы сыграли его не больше 20 раз, малыши не высиживали больше двух часов. «Царь Салтан», мы играли его восемь лет… Но мы работаем, появляются новые спектакли. Да, какие-то приносят доходы, а какие-то - престиж, внимание к театру. Вот, например, «Чудесная история Сим Чхон» - он добрый, интересный, но плохо продается. Может быть, название смущает? Те, кто приходит, остаются в восторге…

Из спектаклей-долгожителей, которые и дороги мне, и популярны, назову «Сыграем в Красную Шапочку» и «Кто в сапогах?» - он идет уже 13 лет!

- Вы не только режиссер, вы еще и педагог. В этом году никто из ваших студентов не пришел в театр. Обидно?

- Нет. Честно. Мало кто из актеров мечтает быть кукольником. Люди к нам приходят пересидеть годик-другой. И многие увлекаются, остаются. Почти вся молодая часть труппы так и образовалась. Театр кукол сложный, в нем невозможно добиться актерской славы, даже в театре Образцова нет звезд. Ребенок видит персонажа, а не актера… От актера здесь требуется ежедневная физически тяжелая работа. Не каждый может стать кукольником.

Поэтому вдвойне горжусь тем, что двое наших актеров ставят уже свои спектакли: Вадим Перфилов и Роман Легкодухов. Владимир Кахно и Татьяна Ведерникова тоже делают потрясающие постановки. Кстати, никогда не вмешиваюсь в их работу, ибо знаю, что свобода и доверие - очень важны.

- А в вас актерские амбиции уже успокоились?

- Амбиции пропали примерно после 35 лет, когда стал режиссером… Конечно, приятно, когда вспоминают мою работу в ТЮЗе. Актерский эгоцентризм был преодолен достаточно быстро, хотя и «звездной болезнью» успел переболеть. Да, режиссеры тоже народ непростой, но я никогда не корчил гения: бывают такие, знаете, ходят заросшие, неопрятные, глянешь - сразу ясно, что гений. Мэтром пузатым, всех поучающим тоже старался не стать. Я всегда много работал. В этом году, дай бог, хочу выпустить пять спектаклей. Ну а как? Скучно же, если ничего не выдумывать!

- Первая премьера, я так понимаю, уже 7 октября?

- Да, это будет такой концертный спектакль «Чемодан чудес». Мы несколько лет собирали интересные номера в разных стилях, объединили их героем-клоуном. И получилось чудесное искрометное шоу, уверяю вас!

- А самой громкой премьерой нового сезона, думаю, будет «Кентервильское привидение»?

- Да. Это сложный спектакль, адресованный юношеству и подросткам, взрослому зрителю. Мы долго искали прием соединения куклы и живого артиста, спектакль будет на открытой площадке с планшетными марионетками, там будет много песен, танцев - это мюзикл. Большой проект, но мы отдаем ему всю душу.

- Совсем недавно вы отмечали юбилей. Уверена, о вас говорили много добрых слов, желали только хорошего. А что вы пожелали бы самому себе?

- Здоровья и энергии, чтобы не снижать темпа жизни. У меня первый курс в академии, много работы в театре. Не хочу уставать, хочу чувствовать радость жизни! И чтобы всегда оставалось время подумать!

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ