Буренки из Новой Зеландии прижились

Еще когда была “смычка” города с деревней, 2 траулера “БАМРа” привезли сотню новозеландских буренок для подшефного совхоза “Новолитовский”. Предполагалась обоюдовыгодная сделка: село обзаводится племенным поголовьем, а рыбаки будут получать по символической цене высококачественный продукт.

16 сент. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №221 от 16 сент. 1997

Еще когда была “смычка” города с деревней, 2 траулера “БАМРа” привезли сотню новозеландских буренок для подшефного совхоза “Новолитовский”. Предполагалась обоюдовыгодная сделка: село обзаводится племенным поголовьем, а рыбаки будут получать по символической цене высококачественный продукт.

22 дня длился героический путь заокеанских коров на необорудованных для перевозки животных пароходах. И вот они появились в Находкинском морском рыбном порту. Каждая буренка имела при себе паспорт с именем и цветной фотографией. Коровы за время трудного путешествия исхудали, но заграничной респектабельности не потеряли. И уже тогда многие из принимающих сомневались: а приживутся ли?

Корреспонденты “В” решили съездить в Новолитовск и посмотреть, как поживают заокеанские буренки. А заодно и познакомиться с директором ТОО “Новолитовское” Николаем Лемешевским. По предварительной информации, поголовье новозеландок удалось сохранить именно благодаря директору “Новолитовского”, который со своим коллективом по-крестьянски отнесся к коровам.

- Да никакое мы не ТОО, - огорошил нас при встрече Николай Антонович. - Как были совхозом, так и остались. Даже все старые структурные подразделения сохранили: строительный участок, тракторно-полеводческую, овощеводческую и животноводческую бригады. Есть одна бухгалтерия и расчетный счет, единое материальное снабжение.

От совхоза советских времен, как оказалось, “Новолитовское” отличает только система сбыта. Новые экономические обстоятельства заставляют крестьян искать “рыбные места” и соответственно оптимальную “наживку”. На сегодняшний день таковой является молоко.

Да еще пришлось заняться переработкой сырья. Находкинский молокозавод как покупал у совхоза молоко по 1800 рублей за литр, так и собирается покупать. А цена на рынке меж тем подскочила до 5-7 тысяч. И вот уже 3 года “Новолитовское” вынужден заниматься реализацией самостоятельно. А что остается, идет на переработку. Вложили, сколько могли, денег в покупку оборудования и смонтировали цех по пастеризации молока. Из оставшегося молока делают творог.

Получился замкнутый цикл производства, когда хозяйство практически ни от кого не зависит. В том числе и от государства. Хотя проблемы, связанные с общим экономическим недомоганием страны, отражаются на существовании совхоза в полной мере. Со страшной силой давит пресс налогов, и как никогда остро стоит вопрос о сбыте того же молока, торговля неохотно берет его на продажу. Приходится сотрудничать с предприятиями, детскими садами и больницами.

Следует вспомнить, что раньше “Новолитовский” был чисто откормочным хозяйством. Собирали бычков со всех районов, откармливали и сдавали на мясо. Но еще до гайдаровских “реформ”, когда крестьяне начали повсеместно резать коров и сокращать поголовье, Николай Лемешевский занялся переориентацией совхоза. Потихоньку начали заводить дойных коров, в том числе завезли “незнакомое племя” из Новой Зеландии.

Удалось получить замечательный прирост мясо-молочного поголовья: на 100 коров в этом году приходится 100 телок. Такого нет ни в одном хозяйстве Приморья, где обычное соотношение 100:30.

Сегодня в крае складывается парадоксальная ситуация. Своих коров местные хозяйства повырезали, и кое-кто “наверху” уже поговаривает о том, чтобы завозить буренок из Китая. Николай Лемешевский с таким положением вещей не согласен:

- Пусть лучше эти деньги дают нам, а мы поделимся поголовьем да и вырастим, сколько надо дополнительно.

Естественно, приходится экономить “по-черному” и переходить на ручной труд. Технику негде купить и не на что. Недалек тот день, когда навозоудаляющий механизм, минимальная стоимость которого 70 миллионов рублей, заменят лопата да лошадка, запряженная в тележку.

Итак, новозеландские коровы живы. По мнению директора “Новолитовского”, их закупка была очень разумным шагом. Подросло новое поголовье, и с ним связаны большие надежды. И продуктивность, и жирность молока у новозеландок гораздо выше, чем у местных буренок.

Что касается отношений с АО “БАМР”, то на сегодняшний день они практически прекратились. Рыбаки не в состоянии платить за молоко даже по символическим ценам. Сегодня каждый выживает сам по себе.

Автор: Юрий БОДУХИН, Георгий ПАКИН (фото), “Владивосток”