ДВГУ: фундамент знаний на всю жизнь

Главный козырь образования в ДВГУ - его глубина и фундаментальность. Именно здесь сохранены серьезные научные школы в области математики, физики, естественных наук, активно развивается гуманитарная область знаний. Тем не менее очень многое в нашем классическом университете изменилось за последние несколько лет..

15 дек. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2067 от 15 дек. 2006

Главный козырь образования в ДВГУ - его глубина и фундаментальность. Именно здесь сохранены серьезные научные школы в области математики, физики, естественных наук, активно развивается гуманитарная область знаний. Тем не менее очень многое в нашем классическом университете изменилось за последние несколько лет: в содержании образования, его структуре, технологиях обучения, в ресурсном обеспечении. Дело в том, что регулярное реформирование в образовании - общемировая практика. Что происходит в Дальневосточном госуниверситете, как изменяется качество обучения - об этом рассказывает Риорита ШЕПЕЛЕВА, проректор ДВГУ по учебной работе.

Но это совсем другая история!

- Как подготовлен наш выпускник к реальной работе и жизни, насколько он востребован на рынке труда - все это зависит от того, какие знания мы ему дадим в университете, как выстроен учебный процесс, - говорит Риорита Петровна. - И в последние годы здесь произошли огромные перемены! Поверьте, так, как учится сегодняшний студент, его родители даже представить не могли. Изменились содержание, формы обучения, методы оценки результатов и образовательные стандарты, которые теперь должны вписываться в международные нормы, поскольку в 2003 году Россия присоединилась к Болонскому соглашению европейских государств о создании единого образовательного пространства. Мы в ДВГУ ориентируемся на международный стандарт ИСО-9000-2001. У нас созданы региональный центр проблем качества образования и Институт инновационных технологий и качества, которые разрабатывают новые методики организации и управления учебным процессом.

Справка «В»
- В 2006 году ДВГУ стал дипломантом премии правительства РФ в области качества.
- 2006 год: диплом конкурса «Лучший товар Приморья» в номинации «Услуги». Победитель в конкурсе «Сто лучших товаров России».
- 2005 год: ДВГУ получил диплом и золотую медаль на всероссийском форуме «Образовательная среда-2005» за систему открытого образования.
- 2005 год: ДВГУ получил две золотые медали на выставке достижений ДВФО - за создание методики рейтинговой системы оценки успеваемости и за систему создания учебно-методических комплексов.

- Что же нового в учебном дне студента?

- Во-первых, очень много самостоятельной работы. Мы провели унификацию учебных планов, посмотрели возможность объединения в одну укрупненную дисциплину похожих или дублирующих курсов, предложили чтение таких курсов для родственных специальностей. Произошла некоторая экономия в аудиторных часах, что позволило сконцентрировать процесс обучения. Изменил подход студента к обучению так называемый кредитно-модульный принцип: если раньше можно было ходить или не ходить на лекции, а потом просто предъявить некие знания на сессии, то теперь нужно в течение семестра зарабатывать «кредиты» - то есть подтверждать знание каждой темы, каждого модуля.

Словом, нынешний студент гораздо меньше своих родителей сидит теперь в аудитории, но зато вынужден не покладая рук учиться самостоятельно. И такое обучение более эффективно, в том числе и потому, что применяются новые технологии. В прошлое уходит назидательное, монотонное вычитывание лектором некоторой суммы сведений, нередко из учебника. На смену пришли лекция-презентация, видеоконференция, проектная деятельность. Вот пример: идет семинар по экономике, и вместо стандартных ответов на стандартные вопросы преподаватель предлагает группе разбиться на творческие коллективы и разработать бизнес-планы для условного предприятия. А для студентов-юристов - обсудить нюансы нового законопроекта. Недавно я сама побывала на студенческой видеоконференции, где обсуждали плюсы и минусы вступления России в ВТО. Столкновение мнений, анализ ситуации, серьезная информированность в новой проблеме - все это студенты продемонстрировали с блеском!

Словом, мало просто освободить студента от аудиторных часов и лекций: взамен мы предложили эффективные обучающие, в том числе мультимедийные, технологии. Созданы 4 206 учебно-методических комплексов: каждый из них включает в себя программы курса, методические указания, учебники как в электронном, так и в бумажном виде. Каждому студенту вручили «маршрут изучения дисциплины»: что надо делать на первой, второй, третьей неделе и дальше. Активно наполняется наша информационная база Web-study: учебно-методические материалы по корпоративной сети будут доступны студенту даже дома. Но и в каждом институте ДВГУ создаются компьютерные классы для такой самостоятельной работы. Студент заходит по личному паролю в свой виртуальный кабинет и работает.

Кстати, поначалу мы столкнулись с серьезным непониманием и даже сопротивлением преподавателей, профессоров против такой системы: трудно было отойти от привычного вычитывания лекций, хотя известно, что эффективность восприятия и усвоения информации при такой форме крайне низкая. Теперь преподаватели активно включились в разработку учебно-методических комплексов.

Для оценки знаний введены системы WEB-TEST, WEB-RATE. Между прочим, контролировать успехи своего студента могут даже родители: прямо из дома или с рабочего места они могут войти по паролю в виртуальный кабинет и посмотреть, как ребенок учится.

Меняется и заинтересованность самих студентов: многие учатся платно, сами себе зарабатывают на обучение.

Если стандарт не поспевает

- Риорита Петровна, важный критерий качества выпускника - нужна ли его специальность на рынке труда, быстро ли он находит работу. В ДВГУ вопрос под контролем?

- Под контролем, и даже более того: мы вводим в практику систему общественной аккредитации наших специальностей. За рубежом такую работу выполняют специальные независимые агентства. Когда-нибудь и в России появятся такие, но пока это наша инициатива. Для начала оценили качество образования в Институте химии и прикладной экологии и в Юридическом институте. Для этого провели широкие социологические исследования - среди работодателей, студентов - от первого курса до дипломников, их родителей. Нас интересовало все: престиж профессии, как быстро выпускники трудоустраиваются и встраиваются в реальную профессиональную деятельность, хватает ли им полученных знаний, каковы навыки коммуникабельности и многое другое.

В итоге получили полезную информацию, которая поможет обновлять учебные программы. Кстати, хотя вуз обязан строго соблюдать образовательные стандарты, мы давно поняли, что они не поспевают за жизнью, нередко не устраивают ни общество в целом, ни студентов - будущих специалистов, ни преподавателей. Потому мы существенно расширяем свои образовательные программы. Например, многие институты ввели сверх стандарта по выбору студента такие дисциплины, как русский язык, этика, риторика, технология карьеры. А Институт инновационных технологий включил шахматы! И ребята берут эти спецкурсы с удовольствием.

Более того, мы создали 400 уникальных спецкурсов, основанных на новейших научных исследованиях. Наши профессора стали авторами ряда учебников федерального значения, рекомендованных всем вузам страны. Появились и уникальные специальности для будущего: например, «нанотехнологии» или «управление инновациями», таких пока нет в других вузах региона.

Я уже не говорю о том, что мотивированный студент одновременно может получать сразу два высших образования, добавляя, скажем, к юридической специальности языки, к экономической - информационные технологии и т.д.

Для наших талантливых студентов создана целая система материальной поддержки: ежегодно присуждаются именные стипендии президента РФ, правительства, крупных ученых ДВГУ, ректора ДВГУ, стипендии Владимира Потанина, губернатора Приморского края, главы администрации Владивостока, ДВО РАН, Фонда безопасности окружающей природной среды, для студентов-юристов - стипендии имени Анатолия Собчака, для журналистов - имени Артема Боровика и другие. Только учись!

И признаться, наши студенты заслуживают искреннего уважения: только на последней ежегодной научной студенческой конференции представлены 1700 докладов, 450 студенческих публикаций! Кроме того, провели студенческую научно-методическую конференцию по астрономии, десятый год проводим четвертьфинал чемпионата мира по программированию.

Справка «В»
В ДВГУ работает сеть центров научно-исследовательской и образовательной работы студентов:

Полевая археологическая школа, Банковский клуб, Английский клуб, Клуб деловых встреч, бизнес-центр «Гермес», Клуб любителей военной истории, школа «Проблемы и методы клеточной биологии», школа-семинар «Эконометрика финансовых рынков», Дальневосточная математическая школа-семинар академика Золотова, Дальневосточная региональная школа-семинар молодых ученых, Юридическая клиника и другие.

- За рубежом есть хороший опыт: выпускники университетов организуют свои общества - и помогают альма-матер развиваться…

- Наверное, когда-нибудь и наши выпускники придут к этому, хотелось бы надеяться. А пока эксперты всерьез начинают обсуждать такую идею: в перспективе отказаться от дипломов государственного образца и перейти к именным университетским дипломам, которые должны стать брендами. Как, например, Оксфорд, Кембридж, Сорбонна. Мы стремимся к тому, чтобы бренд «ДВГУ» звучал не менее достойно.

Автор: Марина ИВЛЕВА, «Владивосток»