Доказательство «от очевидного»

С улиц и площадей протесты дальневосточников, испуганных планами Москвы запретить импорт праворульных автомобилей, перемещаются в академические аудитории. В среду на специальной пресс-конференции во Владивостоке свое мнение по поводу опасности правого руля высказывали, пожалуй, самые авторитетные в этой области люди, которых только можно найти в Приморском крае.

15 дек. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2067 от 15 дек. 2006

С улиц и площадей протесты дальневосточников, испуганных планами Москвы запретить импорт праворульных автомобилей, перемещаются в академические аудитории. В среду на специальной пресс-конференции во Владивостоке свое мнение по поводу опасности правого руля высказывали, пожалуй, самые авторитетные в этой области люди, которых только можно найти в Приморском крае, – завкафедрой сервиса и технической эксплуатации автомобилей ВГУЭС Владимир Пермяков, декан автотранспортного факультета ДВГТУ Сергей Старков, директор Института пищевой и холодильной техники Дальрыбвтуза Григорий Филиппов, а также председатель «Общества защиты автомобилистов Приморского края» Дмитрий Пенязь.

Все названные персоны изложили то, что давно известно практически каждому ортодоксальному приморцу. По словам Владимира Пермякова, сегодня в России нет статистики, позволяющей аргументированно сказать о том, более или менее опасен правый руль в условиях правостороннего движения. Однако очевидно, что даже подержанный японский автомобиль гораздо современнее, безопаснее и экологичнее, чем новые российские или китайские автомобили, выступающие в качестве конкурентов. «Обычно говорят об опасности правого руля при обгоне с выездом на полосу встречного движения, но даже в этом случае японский автомобиль безопаснее российского: он надежнее, динамичнее, в крайнем случае на нем проще вернуться в свой ряд, - считает Пермяков. – Что касается китайских автомобилей, то их технологии отстают от японских примерно на 20 лет, и этот разрыв сохранится. Предложение запретить правый руль – это чисто политическое решение, основанное на лоббировании чьих-то экономических интересов. Перестановка же руля справа налево – дело очень дорогое и совершенно нецелесообразное. Если такое изменение конструкции проводить в России, автомобиль станет еще опаснее, чем был».

Как уточняет Сергей Старков, некоторые выводы о степени влияния расположения баранки на безопасность дорожного движения можно сделать на основании статистики ДТП в различных регионах России: «По таким показателям, как число погибших в ДТП на 100 тысяч жителей и на 10 тысяч транспортных средств, ситуация в Приморье гораздо лучше, чем в Московской и ряде других центральных областей, где автопарк преимущественно леворульный. Это всем известно, однако москвичам невыгодно показывать эту статистику. На безопасность движения влияет не расположение руля, а то, кто за ним сидит и по каким дорогам ездит».

В практически на 100 процентов праворульном Приморье, думается, эти соображения разделяет подавляющее число автомобилистов, и с доводами, приведенными приморскими корифеями автотранспортной науки, спорить никто не станет. А вот Москве, придумавшей миф о повышенной опасности правого руля, ознакомиться с альтернативной позицией (к тому же тех, кто ездит на правом руле ежедневно) не помешало бы. Очередной удобный случай для этого представится буквально завтра: на 16 декабря московская организация «Свобода выбора» запланировала проведение всероссийской акции протеста под названием «Защитим правый руль! Нет драконовским поправкам в КоАП!». Не исключено, что к ней присоединится и Приморье, хотя с начала декабря у нас прошли уже две подобные акции с «покатушками» и митингами; и уж совершенно точно примут участие ряд крупных и не очень российских городов.

Правда, на днях депутаты Госдумы от Дальнего Востока Виктор Клюс и Вячеслав Шпорт независимо друг от друга заявили о том, что никакого законопроекта о запрете правого руля в Госдуму не поступало (последний добавил, что уже направил депутатский запрос премьер-министру Михаилу Фрадкову с просьбой прояснить ситуацию). Но, по всей видимости, речь идет не о законопроекте, а о новом техническом регламенте, выношенном в недрах Минпромэнерго и проходящем парламентские слушания в Госдуме на этой неделе. В любом случае успокаивает то, что на этот раз власть, кажется, не намерена остаться в стороне. По словам Дмитрия Пенязя, понимание найдено как в Законодательном собрании, так и в краевой администрации.

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»