Место под солнцем

Ставится задача переориентировать работу рынков в интересах местных производителей сельхозпродукции и ее потребителей. Как эта задача решается во Владивостоке? Об этом рассказал начальник управления торговли и бытового обслуживания населения городской администрации Александр ГАЛУЩЕНКО.

16 нояб. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2050 от 16 нояб. 2006

Недавнее открытое письмо министра сельского хозяйства Алексея Гордеева и президента Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Владимира Плотникова, призывающее к оздоровлению ситуации на рынках сельскохозяйственной продукции, еще раз заострило эту проблему. Ставится задача переориентировать работу рынков в интересах местных производителей сельхозпродукции и ее потребителей.

Как эта задача решается во Владивостоке? Об этом рассказал начальник управления торговли и бытового обслуживания населения городской администрации Александр ГАЛУЩЕНКО.

- Во Владивостоке насчитывается 79 рынков и торговых зон, но половина из них в свое время возникла стихийно и не соответствует никаким нормам. Поэтому на самом деле у нас 43 торговые зоны, из которых только 13  рынков, которые привязаны к генеральному плану города, хоть как-то благоустроены, имеют капитальные строения. Необустроенные торговые площадки будут просто ликвидированы.

За наведение порядка в торговле глава города взялся еще в начале прошлого года. Сейчас уже утверждены эскизные проекты по всем 43 торговым зонам, которые за 2007-2008 годы будут благоустроены, здесь появятся парковки, места отдыха и другая инфраструктура. На сегодняшний день большинство предприятий проходит этап согласования необходимых документов, а в некоторых торговых зонах уже началось строительство.

Примером того, к чему мы стремимся, может служить рынок на Первой Речке. Хотя, может быть, через три - пять лет и его придется уже модернизировать. Частично изжит  бардак на Луговой, которая всегда была «головной болью» города. Но это только начало. По проекту торговля тут в основном «уйдет под землю», а наверху будет располагаться красивая аллея для отдыха. 

- Александр Викторович, как вы намерены помочь селянам, которые повсеместно жалуются, что не могут продать выращенную продукцию?

-  Их можно понять. Нелегко вырастить хороший урожай, но еще труднее получить отдачу, найти сбыт. Наибольшую покупательную способность имеют горожане, прежде всего владивостокцы. Но сегодня городские рынки забиты китайской продукцией. Поэтому мы должны добиться того, чтобы вытеснить ее и максимально сократить число перекупщиков, дать возможность селянам торговать качественной продукцией с приморских полей и огородов. Для этого мы берем на себя роль связующего звена между производителем и рынком, роль гаранта, что селянам будут предоставлены льготные условия для торговли.

Однако давайте реально смотреть на вещи. Сможем ли мы нянчиться с каждым фермером, частником, который решит вывезти свою продукцию на продажу? Не сможем. К тому же рынки должны иметь договоры на круглогодичную торговлю, иначе просто прогорят. Такие договоры могут быть заключены с сельскохозяйственными и торгово-закупочными кооперативами, которые необходимо создавать в сельской местности, чтобы наладить сбыт выращиваемой здесь продукции. Пока таких кооперативов еще мало, но их организация – одно из направлений национального проекта по развитию агропромышленного комплекса, и на них делается ставка. Кооперативы объединят фермеров, частников, предпринимателей, и уже не каждый из них в отдельности, а представитель кооператива приедет в город с заявкой на выделение торговых мест на рынке.   

- Город так далек от проблем сельского хозяйства…

- Специалисты нашего управления выезжали в  сельскохозяйственные районы Приморья, встречались с главами муниципальных образований, представителями бизнеса на местах. Контакты постепенно налаживаются. Во все районы отправлены реестры рынков Владивостока с их адресами, телефонами руководителей. Везде оставлены координаты  управления торговли. Рассылаются также прайс-листы с перечнем сельскохозяйственной продукции, которая реализуется через розничные продовольственные рынки.

- Если возникнет конфликтная ситуация на рынке, то селяне могут обратиться к вам?

- Мы собирали на совещание учредителей всех рынков, рассказали им о поставленной президентом задаче и той программе, которая будет выполняться в городе. Каждый из них (под роспись!) предоставил сведения, сколько автомашин с сельхозпродукцией он может дополнительно принять на своем рынке. Получилось 375 машин (сравните: обычно на центральной площади города торговля идет со 150 - 200 машин). Если хоть один кооператив из какого-то района пожалуется, что выставляется непомерная плата за торговое место или его не пускают торговать, то будут приниматься строгие меры. Руководители рынков несут персональную ответственность за организацию этой  работы.

И о таких фактах нам нужно обязательно сообщать.

-  А сколько все-таки придется платить за торговое место?

- За лоток – 50 рублей, автомашину – 100, большую фуру – 150. По сути дела, это плата только за уборку территории. Если человек приехал торговать на срок до пяти дней, то платит лишь один раз. А ведь не секрет, как раньше было: будет колхозник торговать весь год или нет, с него брали за 12 месяцев вперед. Вот почему образовалась система перекупщиков, которые выкупают место и «под него» скупают продукцию.

- Но вообще-то торговых мест в городе хватает?

- Владимир Николаев поставил задачу дополнительно открыть семь торговых площадок, где могли бы торговать сельхозпроизводители. И места для таких площадок уже подобраны. Но это на тот случай, если поток продукции из сел края резко возрастет. Такое на самом деле может произойти, поскольку сельчане получат возможность гарантированно сбывать свою продукцию, планировать работу и наращивать объемы производства.

Но Владивосток сегодня перенасыщен торговыми местами (если взять за основу европейские стандарты – то на 300 процентов, отсюда пустующие лотки и прилавки). Поэтому пока делаем ставку на существующие рынки. Да и сельчане сами не захотят ехать торговать в «нераскрученные» отдаленные места, где мало покупателей. 

- Ярмарка на площади будет проводиться по-прежнему?

-  Сельскохозяйственные ярмарки нужны, но все-таки на площади им не место, поэтому сейчас подбирается новый вариант. Может быть, будут задействованы те семь площадок, которые выбраны для расширения сельскохозяйственной торговли в городе.

- Возможна ли передача части рынков непосредственно в управление производителей сельскохозяйственной продукции?

- Ну, не революцию же устраивать и забирать торговые объекты, которые находятся в частной собственности. Об этом речь можно вести только в отношении новых рынков. Кроме того, обсуждается предложение об открытии во Владивостоке муниципального сельскохозяйственного рынка, где каждому району края можно было бы выделить свой торговый сектор.

Работа начата. Первые шаги всегда самые сложные. Но они должны быть сделаны, иначе ситуацию не переломить.

Автор: Отдел спецпроектов, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»