Тигриный темперамент

Николай Павленко, народный артист России, обладатель золотого приза фестиваля в Монте-Карло, в цирк пришел 16-летним мальчишкой. Вела его мечта – стать дрессировщиком. Начал с самой черной работы – в конюшнях. Как говорится, прошел рабочие университеты, учился на практике – у мастеров дрессуры. 46 лет в цирке – всю жизнь.

10 нояб. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2047 от 10 нояб. 2006

Николай Павленко, народный артист России, обладатель золотого приза фестиваля в Монте-Карло, в цирк пришел 16-летним мальчишкой. Вела его мечта – стать дрессировщиком. Начал с самой черной работы – в конюшнях. Как говорится, прошел рабочие университеты, учился на практике – у мастеров дрессуры. 46 лет в цирке – всю жизнь. Шоу тигров, номер с дрессированными собаками – животные все время рядом с ним, и даже сегодня в номере, где живет Николай Карпович, обитают сразу пять шпицев… «Псарня, - хохочет он, - псарня на дому! Всего ж у меня 20 собак, на арену выходит половина».

Две Астры и один Алмаз

- С собаками почему начал работать? Отдачи хотелось. С тиграми ведь нет обратной связи – ну кроме Тэда… А тут – такая любовь, такая преданность… И потискать их можно, и приласкать. Ни одно другое животное не привязывается к человеку так, как собаки. Разве что слоны еще. С собаками я и гулять хожу, не держу их в клетках, и вычесываю… Вот сейчас мы с вами поговорим, я схожу в свою комнату, возьму щенков и пойду с ними гулять, чтобы набегались вволю, напрыгались. Их скоро в номер буду вводить, кстати. А завтра – репетиция с тиграми.

Тигров я всегда называю теми кличками, которые уже были. Животных у меня в аттракционе было много, так что были уже и два Барона, два Акбара, несколько Каратов, две Кармен, две Астры, вот нынешняя Вега – уже третья. Правда, Алмаз был только один – много раз пытался дать такую кличку юным тиграм, но почему-то не приживалась она…

Вега, прабабка нынешних тигрят, была супертигрица, лучшее животное за всю мою работу… Она делала любой трюк. Понимаете, трюки, как правило, все идентичные, ограничены физиологическими особенностями животных. И с каждым тигром, когда начинается дрессировка, мы проходим один и тот же минимум. Только во время работы можно понять, способно животное на что-то большее, интересный зверь или нет. Сольные трюки – это всегда что-то особенное. Хождение на задних лапах, например. У меня не контактные тигры, дикие, танцевать и ездить на них нельзя, поэтому ходьба без контакта на задних лапах вперед и назад – это сложно и красиво.

Но я не хочу, чтобы все мои тигры были суперживотными. Пусть лучше они спокойно и от души работают в массовых трюках – не боятся зала, товарищей, что их сейчас за лапу укусят... А то ведь бывают звери – ну просто не рождены для арены, и все. Флегматики. Выходят с таким видом, словно их неделю били, жалость в зрителях вызывают.

Вот беда: красив, но глуп

Братской любви с тиграми я не практикую, это абсурд. Хищники и есть хищники, это не заглушишь ничем. Бывают редчайшие исключения – как мой Тэд, например. Он попал ко мне двухмесячным малышом, мы его козьим молоком выкармливали. Милейшего характера животное, да, но артист – никакой. Он как раз из флегматиков. Я пытался учить его уникальным трюкам, но Тэд их так выполнял, что уж пусть лучше совсем ничего не делает… Зато играться любил со мной, эдак по-кошачьи, представляете? Разумеется, это не поощрялось – когти-то у него тигриные и силища. Тэд у нас гулять по гостям любит – я с ним и на ТВ снимался, и для газет позировал, и даже на пляж с ним ходил. Правда, Тэд купаться не любит – так, полежит на мелководье, где тепленько… Он уже старый тигр, выводим его фотографироваться со зрителями. Звезда. Но – не супертигр. Это совсем не одно и то же. Артисту нужен темперамент! Как и человеку, чтобы блистать на сцене. А добрые флегматичные животные хороши или для жизни в домах – если мы говорим о собаках, или для массовки – если речь о тиграх.

Кстати, одного красавца шпица с потрясающей родословной, медлительный такой паинька, я подарил одной семейной паре в Новосибирске. Характер у него – хозяева не нарадуются. Но только для жизни вне цирка. В артисты не годится.

К сожалению, у тигров, собак, как и у людей, талант по наследству не передается. Улька у меня была – дала мне и Вегу, ту самую супертигрицу, и Карата, которому уже 17 лет, а он туп, как пробка. Но, гад, необыкновенно красив, великолепно смотрится на сцене.

Из Японии я привез потрясающе красивого шпица. Но он так ходит на задних лапках, что без слез не взглянешь. Просто как парализованный. Чувство такое, что его непрерывно мучают, чтобы он работал. Нет, такого выпускать на арену нельзя. Собаки, как и тигры, работать должны красиво, удовольствие от этого получать. Кстати, сейчас, когда представления идут два раза в неделю, так и происходит: животные не устают, успевают соскучиться по арене…

Главное в дрессуре – никакого насилия, спокойная подготовительная работа. В чем-то рутинная, но постоянная. Тигра, собаку насилием работать не заставишь, только привязанность потеряешь. Конечно, без наказания не обойдешься, но это совсем другое. Естественно, животные чувствуют настроение дрессировщика: если выходишь на работу раздраженным или наоборот – ленивым, всегда это улавливают. Конечно, и я чувствую, если тигры выходят вялыми или раздраженными на арену, и это их настроение передается мне… Но когда и я, и животные - прекрасном расположении духа, с желанием работать – все, весь мир за пределами манежа просто пропадает! Удивительное чувство!

На пенсии себя не представляю

Уход за нашими тиграми самый обычный – накормить, сменить опилки, тигрятам сделать прививки. Мы их не чешем и не моем, они дикие. За едой следим – как кто ест, не пропал ли аппетит… Обычный тигриный рацион – 6,5 килограмма мяса в день, яйца, молоко, витамины и минеральные добавки.

Знаете, вот с возрастом во мне что-то поменялось, наверное. Стал больше жалеть, что ли, животных. Вот тигрятам пора прививки делать, а я все тяну. Их собрать, вытащить из клетки, зажать, сделать прививку – а они от страха паникуют, мечутся, начинают нападать, трусят… Ужасное зрелище. Вот и оттягиваю его. Старею, наверное.

Вообще, на пенсии себя не представляю, да и аттракцион передать некому. Нет подходящей кандидатуры. Растить преемника мне уже поздно, это нужно 10 лет минимум – чтобы человек с азов начинал, с чистки клеток…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»