Море просит пощады

С одной стороны, рассматривать, что за гадость скопилась в Амурском заливе и продолжает туда выливаться, совсем не хочется. А с другой - это очень любопытно. Тем более что многое из этого осело на дне морском едва ли не навсегда.

9 нояб. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2046 от 9 нояб. 2006

С одной стороны, рассматривать, что за гадость скопилась в Амурском заливе и продолжает туда выливаться, совсем не хочется. А с другой - это очень любопытно. Тем более что многое из этого осело на дне морском едва ли не навсегда. 

- Вот, например, тяжелые металлы, которые обильно сливала в море советская промышленность, остаются на дне Амурского залива до сих пор, - рассказывает заведующая лабораторией цитофизиологии Института биологии моря им. А. В. Жирмунского ДВО РАН Марина Ващенко. - Они могут только вымываться из пригородных вод в сторону островов и загрязнять море там.

То, что из-за отсутствия достаточно мощных и эффективных очистительных сооружений прибрежные воды Амурского залива в течение десятилетий используются как приемник почти неочищенных сточных вод, - не секрет. Основные источники загрязнения залива - промышленные и бытовые стоки Владивостока и его пригорода, морской транспорт, сельскохозяйственные стоки и сточные воды Уссурийска, попадающие в залив вместе с водами реки Раздольной. Все это происходит, даже несмотря на спад производства.

Если говорить конкретно, то основными источниками загрязнения Амурского залива являются 12 предприятий водно-коммунального хозяйства. На их долю приходится 90 процентов годового объема сточных вод. В 1988 году зарегистрирован максимальный годовой объем сточных вод - 120 млн. кубометров. При этом около 90 процентов стоков не подвергалось очистке перед сбросом. В 2000 году объем сточных вод был меньше, чем в 1988-м, на 44 процента, а масса загрязняющих веществ, сбрасываемых в залив, снизилась в шесть раз - с 260 до 45 тысяч тонн в год.

Многолетний сброс в залив различных органических веществ привел к изменению структуры донных осадков и обогащению их органическим углеродом, особенно в районах, прилегающих к выпускам сточных вод. Верный признак загрязнения - илистые осадки. Так вот, если в 1925 - 1933 годах на глубине 14 - 35 метров был заиленный песок, то в 2001-м и 2003 годах осадки на глубине 6 - 35 метров уже представляли собой почти сплошной ил.

Самым грязным местом является, пожалуй, Спортивная гавань. Там наивысшая концентрация нефтеуглеводородов, превышающая фоновый уровень в два раза. В осадках же Спортивной гавани обнаружено значительное содержание хлорорганических пестицидов - ДДТ и гексахлорциклогексана. ДДТ можно обнаружить даже в печени рыб. Самая высокая концентрация гексахлорциклогексана была зарегистрирована в 1996 году вблизи мысов Токаревского и Бурного. Такая же ситуация с тяжелыми металлами.

За полвека из залива исчезли многие виды животных - двустворчатые моллюски, морские черви, змеехвостки (родственники иглокожих). На смену им пришла живность, устойчивая к загрязнению. Видовое разнообразие снизилось. У рыб и моллюсков нарушена репродуктивная функция. В бухте Золотой Рог вообще ничего живого не осталось.

В общем, исследования свидетельствуют о том, что состояние прибрежных экосистем в Амурском заливе в начале 2000-х годов не улучшается. Концентрация углеводородов нефти и кадмия в поверхностных донных осадках залива по сравнению с началом 90-х снижается. Однако содержание других металлов в осадках «пригородной» зоны и центральной глубоководной части залива превышает фоновые уровни.

Автор: Вера КОНЮХОВА, «Владивосток»