Фонд защиты от подделок

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Название этой общественной организации - Приморский краевой фонд защиты потребителей - говорит само за себя. К сожалению, из-за некоторых формальных трудностей фонд, зарегистрированный еще в 1997 году, начал действовать всего 2 месяца назад. Но уже в первые дни его работы у входа, прямо как в советские времена, стояли очереди обманутых клиентов.

Потребитель, спеши в общественную приемную!

К слову, в попечительский совет этой организации входят администрация края, Приморский ЦСМ, Приморское территориальное управление антимонопольного комитета РФ, ДВГАЭУ, краевой комитет по защите прав потребителей.

- Круг задач, стоящих перед фондом, достаточно широк. И хотелось бы, чтобы сами потребители не допускали терпимости в тех случаях, когда ущемляются их права. Да, нам, приморцам, сейчас можно только посочувствовать: живем без света, без воды, без денег. Но если не научиться отстаивать свои интересы, можно потерять еще и чувство собственного достоинства. А это гораздо страшнее, - убеждена генеральный директор фонда Татьяна Шкарина.

Может быть, поэтому основная масса приморцев понятия не имеет, как отстаивать свои права. Люди приходят за советом и спрашивают: “А сколько это будет стоить?”. Еще раз хочу подчеркнуть: все консультации в фонде бесплатные. По средам с 9 до 17 часов в ДВГАЭУ (аудитория 3п) работает общественная приемная. Здесь вам дадут ответы на волнующие вас вопросы, подскажут, как вести себя в спорной ситуации, помогут составить исковое заявление, а в случае необходимости поддержат в суде.

Сегодня самая больная для горожан тема - жилищно-коммунальное хозяйство. Ситуация в комплексе ЖКХ Владивостока выглядит настолько нелепой и запутанной, что даже профессионалы иногда теряются. Однако проблему можно привести к общему знаменателю, считают специалисты фонда. Как общественная организация, Приморский краевой фонд имеет право подавать исковые заявления от неопределенного круга потребителей. Похоже, это единственный способ борьбы с безобразиями, которые творятся в коммунальном хозяйстве.

В активе фонда пока два судебных иска. В одном из них - претензии к “Владивостокмежрайгазу”. Другой иск - по качеству услуг связи к телефонной компании “Инкомп Лимитед”. Остальные конфликты по возможности сотрудники пытаются уладить в досудебном порядке.

Бутерброд с экологически чистой колбасой

Не стоит думать, что своими действиями фонд будет полностью дублировать функции комитета по защите прав потребителей. Одно из основных направлений деятельности этой общественной организации - развитие системы добровольной сертификации на территории Приморского края. В структуре фонда - единственное на Дальнем Востоке Агентство экспертизы и сертификации. Здесь проводят исследование продукции на экологическую чистоту.

Приморцам будет полезно узнать, что отныне лепить ярлык “экологически чистый продукт” куда вздумается запрещено. В соответствии с ГОСТ Р 51074-97, принятым постановлением Госстандарта России от 17 июля 1997 г., с 1 января 1998 г. использование в наименовании пищевых продуктов этого термина и некоторых других эпитетов, имеющих рекламный характер, допускается, только если у предприятия есть подтверждающий эти свойства документ. Например, экологический сертификат.

Обычная сертификация “на соответствие” (специалисты еще называют ее пороговой), к сожалению, не дает никакой информации о содержании вредных веществ в продуктах. Проще говоря, если на партию корейского мороженого выдан сертификат соответствия, это означает, что по крайней мере вы им не отравитесь. Не более того. Экологическая сертификация же призвана определять степень загрязненности продуктов питания.

- Дело это сугубо добровольное. На аркане к себе мы никого не тянем. Но дальновидные руководители предприятий давно уже сообразили: экологическая сертификация - лишний козырь в борьбе за конкурентоспособность товаров, - рассказывает директор агентства Владимир Тилиндис. - Первыми такие сертификаты в Приморье получили ООО “Форвард” (мороженое “Ханкай”), гормолокозавод “Уссурийский” (молочная продукция), уссурийское МП “Хлеб” (кондитерские изделия), АО “Приморский сахар”, ЗАО “Пластоун” и некоторые другие.

Как показывает анализ деятельности ряда компаний, их доход после получения экологических сертификатов увеличивается в среднем на 15-20 процентов. Не случайно стоимость экоэкспертизы в европейской части России очень высока. В Москве, например, предприятию, пожелавшему подтвердить свою экологическую чистоту, придется заплатить 3 тысячи долларов. Наша цена (200 долларов) на фоне столичных тарифов кажется просто символической.

Возможно, уже в этом году агентство начнет принимать на экспертизу не только продукты питания, но и стройматериалы, обувь и другие промышленные товары. Эх, дожить бы до того времени, когда приморцы все как один, проснувшись утром в комнате с экологически чистыми обоями, сунут ноги в экологически чистые шлепанцы и побегут на кухню делать бутерброды с экологически чистой колбасой!