Борьба со стихией

В последние несколько месяцев владивостокские стоянки, парковки и гаражи не исчезают из фокуса внимания властей приморской столицы. Администрация Владивостока демонстрирует готовность применять как кнут, так и пряник.

28 апр. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1941 от 28 апр. 2006

В последние несколько месяцев владивостокские стоянки, парковки и гаражи не исчезают из фокуса внимания властей приморской столицы. Администрация Владивостока демонстрирует готовность применять как кнут, так и пряник.

Дикий бизнес

Еще в феврале глава Владивостока Владимир Николаев внес в думу краевого центра предложение изменить методику расчета арендной платы за землю с тем, чтобы снизить платежи для некоторых сфер предпринимательской деятельности, в том числе и автостояночного бизнеса. Представительная власть Владивостока эту инициативу поддержала, без промедления оформив ее в виде соответствующего решения. В результате ставки аренды для автостоянок снизились, грубо говоря, вдвое (в разных районах коэффициенты несколько различаются между собой). Вскоре было объявлено о создании муниципального предприятия "Парковки, стоянки, гаражи", при участии которого на свет появилась "Концепция развития сети автостоянок, парковок и гаражей во Владивостокском городском округе". Ее суть - в необходимости строительства плоскостных, а главное - многоуровневых капитальных автостоянок. В перспективе планируется отказаться от металлических гаражей в принципе, не возводить и новых капитальных. Концепция предусматривает, кроме того, перевод стояночного бизнеса на цивилизованные рельсы. Ведь то, что творится на стоянках сегодня, иначе как бардаком не назовешь.

В минувшую пятницу работа по упорядочению стояночно-парковочной сферы продолжилась совещанием, которое провел Владимир Николаев. По данным и. о. руководителя Горархстройнадзора Алексея Бучумова, на сегодняшний день в реестр владивостокских автостоянок внесено 539 единиц, из которых только 146 имеют договоры аренды, зарегистрированные в мэрии. Остальные либо работают по договорам субаренды, что не в любом случае законно, либо действуют откровенно нелегально. Мало того, в этот реестр не попали сотни стихийных ночных парковок, которые даже выявить не так-то просто. Чуть ли не под каждым домом сегодня ночуют десятки машин, и идентифицировать эту территорию как парковку можно разве что благодаря наличию некоего человека, периодически "нарезающего круги" по периметру.

Нет счета замечаниям по содержанию территории даже на самых порядочных стоянках. Нередко в качестве сторожей предстают непонятные субъекты без документов, которые к тому же регулярно предаются возлияниям на рабочем месте.

Общая емкость внесенных в реестр стоянок составляет порядка 60 тысяч машин. И это при том, что, по данным ГИБДД, во Владивостоке зарегистрировано только 142 тысячи автомобилей. А в силу торговой специфики нашего города к этой цифре следовало бы прибавить изрядное количество "транзитных" авто.

Эскизы светлого будущего

Руководитель муниципального предприятия "Парковки, стоянки, гаражи" Алексей Виговский считает, что завтрашний день - за многоуровневыми стоянками, которые сэкономят Владивостоку немало дефицитного места. В задачах предприятия - не только удовлетворять существующий спрос, но и регулировать цены, а также развивать сервис (чтобы стоянка могла предложить клиенту не только собственно услуги по хранению). В планах - внедрить обязательное страхование ответственности хозяев стоянок перед клиентами, а также задействовать охранные агентства. Не секрет, что с начала 2006 года во Владивостоке фиксируется всплеск краж и угонов автотранспорта.

Снижение арендных платежей, разумеется, приведет к тому, что каждая конкретная стоянка теперь станет перечислять в бюджет города меньше денег. Однако городские власти намерены компенсировать это тем, что отныне платить будут все, а не только упомянутые 146. Чтобы твердо знать, какова сегодня рентабельность стояночного бизнеса во Владивостоке, Владимир Николаев даже предложил Алексею Виговскому в экспериментальном порядке обустроить несколько автостоянок и проанализировать структуру их трат и доходов. Тогда расчет платежей будет более обоснованным.

В ближайшее время городские власти намерены перезаключить договоры аренды, в первую очередь - с теми предпринимателями, которые уже сегодня работают легально. Это будет в интересах самих владельцев стоянок из-за снижения ставок аренды, но одновременно власть потребует от бизнеса соблюдения всех установленных правил. Затем придет очередь всех остальных хозяев стоянок. Преимущественное право получат те предприниматели, которые уже наладили работу в конкретной точке... Владимир Николаев подчеркнул, что никого не собирается выдавливать с рынка. Речь идет только о наведении порядка и строгом соблюдении правил. Тем, кого это не устраивает, придется "переквалифицироваться в управдомы".

- Бизнес должен понимать, что в наведении порядка на рынке автостоянок мы рассчитываем в первую очередь на тех предпринимателей, кто уже работает в данной сфере. Никто не будет закрывать имеющиеся стоянки, забирать занимаемую ими землю. Но лишь при условии, что бизнесмены будут платить арендную плату и приведут свои объекты в цивилизованный вид, - говорит Николаев.

Менее понятно, что делать с теми самыми стихийными стоянками. По мнению первого вице-мэра Николая Королева, единственный реальный выход - это создавать для потребителя альтернативу в виде "цивилизованных" конкурентов. Глава администрации Владивостока пообещал, что вторым этапом муниципальная власть обязательно возьмется за стихийные ночные парковки и найдет приемлемый выход. По очень приблизительным прикидкам, во Владивостоке ночует во дворах порядка 20-30 тысяч автомобилей.

Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"