Ни одна жалоба не останется в стороне

Начальник УВД Приморского края Николай Вачаев - о критике, имидже и "оборотнях" Одной из знаковых фигур Приморья является Николай Вачаев, генерал-майор милиции, начальник УВД Приморья. Человек, прямо скажем, не самый доступный для массовой аудитории. Корреспондент "В" встретился с главным приморским милиционером, чтобы передать ему те вопросы, которые чаще всего приходится слышать от населения.

27 сент. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1825 от 27 сент. 2005

Начальник УВД Приморского края Николай Вачаев - о критике, имидже и "оборотнях"
Одной из знаковых фигур Приморья является Николай Вачаев, генерал-майор милиции, начальник УВД Приморья. Человек, прямо скажем, не самый доступный для массовой аудитории. Корреспондент "В" встретился с главным приморским милиционером, чтобы передать ему те вопросы, которые чаще всего приходится слышать от населения.

Звоните - и всем воздастся!

- Николай Антонович, один из главных вопросов, которые чаще всего задают граждане: вы знаете, что происходит на самом низшем уровне, где-нибудь в райотделе, где рядовой гражданин, пообщавшись с дежурным, понимает, что ему милиционеры и не хотят помогать? Или вы не восприимчивы к критике?

- Позитивная критика еще никогда никому не мешала. Мы всегда благодарны за любые замечания и предложения, поступающие от населения. Я лично веду прием граждан каждый первый четверг ежемесячно, аналогичную работу осуществляют все мои заместители.  Кроме того,  в структуре краевого УВД имеется Управление собственной безопасности. Если гражданин обладает какими-либо сведениями о неправомерном поведении сотрудников милиции, то он может обратиться напрямую в это подразделение, в том числе по телефону 214-850, и сообщить всю информацию. Официально заявляю, что ни одно такое сообщение не останется без рассмотрения!

К сожалению, служба в милиции на сегодняшний день не считается особо престижной. Причины всем понятны: это и чрезмерно напряженный график работы, и достаточно низкий по сравнению с коммерческими структурами уровень заработной платы, и социальная незащищенность работников правопорядка. Это зачастую приводит к тому, что из правоохранительных органов уходят самые грамотные и опытные сотрудники. Только в 2005 году из милиции по разным основаниям уже уволилось более 650 человек. С другой стороны, подобная "непрестижность" существенно влияет на то, что сегодня отсутствует необходимый конкурс при приеме на работу в органы внутренних дел. А следовательно, на службу в милицию далеко не всегда приходят люди, достойные высокого звания защитника правопорядка.

- Но существует же определенный контроль при приеме на работу в органы внутренних дел?

- Естественно, все кандидаты проходят строгий отбор. Лица психически неуравновешенные или замеченные в каких-либо преступных связях отсеиваются автоматически. Но вы должны понимать, что власть, даже маленькая, страшный катализатор всех недобрых мыслей и побуждений. Это серьезная ответственность! И ни один кадровый или медицинский работник не может предугадать,   как повлияет этот фактор на 20-летнего молодого человека, который ранее не совершал чего-то предосудительного. К сожалению, это общая проблема нашего общества: невысокий уровень образования и личной культуры молодого поколения. Напомню, к примеру, что в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы на службу в милицию приходили только по направлению партии или комсомола. То есть в ряды защитников правопорядка вливались люди, не раз проверенные в самых экстремальных ситуациях. И к работе в милиции они относились как к высокой чести, выпадающей на долю лучшим из лучших!

- То есть все дело в имидже?

- Можно сказать, что и в нем тоже. В США, например, каждый законопослушный гражданин воспитан в полной уверенности: сотрудник полиции всегда готов прийти на помощь. Отмечу, что здесь большую роль играют именно средства массовой информации, пропагандирующие эту идею. Многочисленные мониторинги, проводимые у нас, в Приморье, свидетельствуют, что около 50 процентов граждан формируют свое мнение о милиции на основании газетных публикаций, а также радио и телевизионных сюжетов. Хотя, должен заметить, отношение к органам внутренних дел у нас в целом  довольно позитивное. При изучении общественного мнения в целом по краю подсчитано, что в 2005 году 54 процента граждан оценили работу правоохранительных органов положительно. А 70 процентов опрошенных заявили, что для защиты своей жизни, здоровья или имущественных интересов обратятся в милицию. Для нас доверие граждан - основной критерий оценки деятельности, так что работу в данном направлении мы ведем систематически.

"Оборотней" вычистят

- И тем не менее гражданам приходится порой сталкиваться со случаями хамства, грубости, обыкновенной некомпетентности сотрудников милиции...

- Мы больше всех заинтересованы в том, чтобы подобные факты своевременно выявлялись. Мы постоянно проводим воспитательную работу среди своих сотрудников. В органах внутренних дел существуют суды чести, на которых рассматриваются случаи неэтичного поведения работников милиции, к ним применяются меры дисциплинарного взыскания. В текущем году за различные нарушения к дисциплинарной ответственности были привлечены более тысячи сотрудников органов внутренних дел.

К сожалению, есть и такие люди, которые используют свою работу в милиции в противозаконных целях. Именно они, вступая в сомнительные связи с нарушителями закона, подрывают авторитет милиции. Но мы сами выявляем подобные факты и очищаем свои ряды от таких сотрудников. В 2005 году были возбуждены 23 уголовных дела в отношении работников органов внутренних дел. Больше половины этих уголовных дел возбуждены по результатам работы Управления собственной безопасности УВД ПК. Успешная работа милиции невозможна без поддержки и помощи граждан.  С этой целью в УВД Приморского края создан "телефон доверия", по которому граждане могут позвонить и передать, в том числе в конфиденциальной форме, любую имеющуюся информацию о готовящихся или совершенных преступлениях и правонарушениях. Аналогичная работа проводится во всех городских и районных отделах внутренних дел Приморского края. Только в первом полугодии 2005 года на "телефоны доверия" поступили 312 звонков от населения. В УВД Уссурийска по информации, поступившей на "телефон доверия", были возбуждены семь уголовных дел за незаконное хранение, изготовление и сбыт наркотических средств, трое граждан привлечены к административной ответственности за незаконную реализацию спиртсодержащей продукции. В Черниговском районе подтвердились 13 звонков, касающихся нарушений на потребительском рынке, по их результатам были составлены 16 административных протоколов. А в Дальнегорске по результатам двух звонков возбуждены уголовные дела, касающиеся незаконного оборота наркотиков.

Также хочется напомнить, что год назад в Приморье принят закон "Об участии населения в охране общественного порядка на территории Приморского края". В ряде городов на основании этого закона созданы добровольные народные дружины. К примеру, только в Находке активно работают 11 народных дружин, сформированных из сотрудников крупных городских предприятий и студентов высших учебных заведений. Ежедневно дружинники ходят в рейды вместе с участковыми инспекторами, принимают участие в обеспечении общественного порядка при проведении массовых мероприятий - концертов, дискотек, спортивных состязаний, помогают сотрудникам ГАИ проводить профилактическую работу в школах и трудовых коллективах. Хочется верить, что это начинание подхватят жители всего края!

Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, "Владивосток"