Наглые дармоеды

Счастье, когда соседи спокойные, аккуратные и доброжелательные. Не всегда так везет, но с большинством все же можно договориться. С живностью дело иное - поселяются непрошеными прямо у нас в квартире, ведут себя неадекватно и назойливо. Кроме того, эти не то гости, не то соседи могут и заразить чем-нибудь. "Бытовым путем" - сифилисом, например. Так что хочется с ними бороться беспощадно. Но ведь и они не лыком шиты - приспосабливаются, игнорируют наши методы противостояния, в общем попросту смеются над нами.

22 сент. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1823 от 22 сент. 2005

Счастье, когда соседи спокойные, аккуратные и доброжелательные. Не всегда так везет, но с большинством все же можно договориться. С живностью дело иное - поселяются непрошеными прямо у нас в квартире, ведут себя неадекватно и назойливо. Кроме того, эти не то гости, не то соседи могут и заразить чем-нибудь. "Бытовым путем" - сифилисом, например. Так что хочется с ними бороться беспощадно. Но ведь и они не лыком шиты - приспосабливаются, игнорируют наши методы противостояния, в общем попросту смеются над нами.

Они ушли, но обещали вернуться

Помнится, еще в школе нам говорили, что биологическая ниша пустовать не может - равновесие в природе нарушится. Вот китайцы, к примеру, одно время мух активно истребляли. Как результат - воробьи стали вымирать, питаться-то им нечем было. В Англии что-то подобное с волками произошло. Ну а у нас во Владивостоке тараканы вдруг исчезли. Правда, такая же ситуация, оказывается, характерна и для Екатеринбурга, там тоже значительно снизилась численность рыжих насекомых. Никто не понимает, куда они делись, некоторые специалисты утверждают, что это загадка природы. Правда, другие убеждены, что тараканы вымирают без воды. У нас-то точно с ней бывает напряженка, но в Екатеринбурге?

Может, мы слишком активно боролись с постоянным присутствием нежеланных домочадцев? Китайский "Последний ужин" по крайней мере активно раскупался, принося существенный доход торговцам. А чего, спрашивается, так беспокоились? Вот Сергей Довлатов к "прусакам" совсем по-другому относился. "Может, таракан вас когда-нибудь укусил? - вопрошал он. - Или оскорбил ваше национальное достоинство? Ведь нет же: Таракан безобиден и по-своему элегантен. В нем есть стремительная пластика маленького гоночного автомобиля. Таракан не в пример комару - молчалив. Кто слышал, чтобы таракан повысил голос? Таракан знает свое место и редко покидает кухню. Таракан не пахнет. Наоборот, борцы с тараканами оскверняют жилище гнусным запахом химикатов. Мне кажется, всего этого достаточно, чтобы примириться с тараканами. Полюбить - это слишком. Но примириться, я думаю, можно".

Примиряться мы активно не хотели. И вот добились своего - изредка кое-где "прусак" усики покажет, испугался до ужаса. Но ведь такого быть не может просто потому, что не может быть никогда. Вон даже всесильный Пентагон миллионы долларов на борьбу с ними тратит ежегодно. Причем безрезультатно. Так что же происходит во Владивостоке? Специалисты шутить не склонны, отвечают они на этот вопрос вполне серьезно. "Тараканы никуда не исчезли, - пояснила врач отдела профилактической дезинфекции Владивостокской дезинфекционной станции Людмила Тасун, - просто снизилась их численность. Можно предположить, что народ стал более чистоплотным, а можно и о снижении уровня жизни говорить, когда крошек для тараканов не остается. Истребить их мы не сможем никогда".

Пришедшие на смену

Тем не менее мы слегка успокоились, травить тараканов перестали, а ведь при "травле" доставалось еще и другим вредителям. Блохи и клопы на "Последний ужин", правда, слабо реагировали, но все-таки прятались от греха подальше. К сожалению, не сбежали в конце концов, как тараканы, и теперь активно свою кровососущую сущность проявляют. Летом из-за их укусов народ потянулся за помощью к специалистам. Ну в самом деле, сколько можно терпеть? Мы же не мерзкие насекомые, у которых сильно развита способность к выживанию и которые могут в неблагоприятной среде "забыться" года на полтора, а потом проснуться и вновь размножаться. Известный русский зоолог Модест Богданов еще в XIX веке описал их в книге "Мирские захребетники", назвав свое произведение очерком из быта животных, селящихся около человека. Среди описанных им "наглых дармоедов" - тараканы, клопы, блохи, крысы. Веками они рядом с нами, приспособились, адекватно реагируют на все наши инсинуации в их адрес. Похоже, останутся с человеком навсегда. Вот  и Людмила Тасун сказала, что нынешнее теплое и влажное лето для блохи великое благо. За свою жизнь в столь комфортных условиях дама-блоха способна до 500 яиц отложить. Вылупятся блошки - устроятся на крысах. Крыс истребим - они на домашних животных и человека переберутся. В гостинках это особенно заметно  - прыгают твари с первого по последний этаж. Жители владивостокских "малосемеек" на Надибаидзе, Некрасовской и других улицах, известных под красноречивым названием "хи-ха", в этом году особенно от укусов блох и клопов страдают - по данным дезостанции, численность этих насекомых нынешним летом возросла в несколько раз.  Для того чтобы их истребить, необходимо обработку проводить не один раз, а трижды с интервалом в 7-10 дней. Может, тогда, как и тараканы, притихнут.

Идущие вместе

Вся эта живность дружными когортами атакует наши жилища. Обороняемся мы, конечно. Однако без особой ненависти к  врагу. Федор Шаляпин в свое время даже подсмеивался: "Блоха? Ха-ха!". Корней Чуковский сказку написал под названием "Тараканище". Правда, тот же Модест Богданов немного недолюбливал "захребетников". Он писал: "Крысы обжорливы до невероятной степени. Смелость, наглость, злоба, хитрость - отличительные свойства крыс, перед которыми человек часто бессилен со всеми кошками, ловушками и отравами". Кстати, подсчитать "поголовье" крыс, являющихся переносчиками губительных инфекций, практически невозможно. Есть предположение, что на одного горожанина приходится примерно 10 этих тварей. Людмила Тасун сказала, что (согласно специальной литературе) одна супружеская пара крыс способна за год "выдать на-гора" до 800 себе подобных. Даже представить жутко, сколько их может быть рядом  нами.

Действительно ли бессилен человек, творец природы, перед всей этой нечистью?

Вовсе мы не бессильны, уверила меня Людмила Тасун. Потому что с привыканием "живности" к определенным препаратам уже научились бороться. Перестают реагировать зловредные насекомые, к примеру, на гель "Капкан" - предложат специалисты ФАС или "Хлорофос" нового поколения, без отвратительного запаха. За любым из этих препаратов можно прийти на дезостанцию, потому что только сами жильцы могут в каждый уголочек своей квартиры залезть, под каждую полочку препарат насыпать. Об этом хорошо знают живущие на Окатовой, на Народном проспекте, на проспекте "Красного знамени" и во многих других домах, где нынче засилье блох. Правда, иные, справившись с непрошеными гостями, вдруг вновь их обнаруживают. Откуда, спрашивается? Например, из новой мебели. Ведь так радующий диванчик мог стоять в магазине, расположенном на первом этаже жилого дома, "напичканного" насекомыми, или на складе, где с ними никто не борется. А вот с грызунами в одиночку сражаться сложнее - тут уж нужно специалистов вызывать. Хорошо если ЖЭУ, или как там теперь называются наши бывшие домоуправления, заключили договор со станцией, тогда на поступившую по телефонам 228-878 или 261-376 заявку отреагируют быстро. Приедут, проверят "грызунопроницаемость" - есть ли на окнах подвалов сетка, плотно ли прилегают крышки мусоропроводов и пр. Ну и соответственно все обработают. К некоторым одиноким старикам врачи даже в квартиры заходят и собственноручно дырки заделывают. Жалко им людей, ведь многие дома у нас просто "дырявые", по комнатам крысы как у себя дома разгуливают. Однако, как сказала Людмила Степановна, ситуация во Владивостоке сейчас не критическая, плановая работа проводится. Ну а повод для беспокойства всегда есть, ведь если с "наглыми дармоедами" не бороться, они всякий стыд потеряют и могут посчитать себя хозяева нашего же жилья.

Автор: Ирина НАЗАРОВА, "Владивосток"