Улица синих фонарей

Приморские туристы увидели над палаткой шашлычников флаг с полумесяцем и двинулись на запах жареного мяса. - Откуда, земляк? - добродушно осведомился мужчина с двумя полными сумками в руках. "Земляка" явно озадачил вопрос на незнакомом языке, и он обратился к помощнику-китайцу. Тот начал переводить: - Из Синьцзяна мы. По национальности уйгуры. Здесь вот угощаем людей шашлыком. Попробуйте, стоит всего пять юаней.

1 июль 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1777 от 1 июль 2005

Приморские туристы увидели над палаткой шашлычников флаг с полумесяцем и двинулись на запах жареного мяса.
- Откуда, земляк? - добродушно осведомился мужчина с двумя полными сумками в руках.
"Земляка" явно озадачил вопрос на незнакомом языке, и он обратился к помощнику-китайцу. Тот начал переводить:
- Из Синьцзяна мы.
По национальности уйгуры. Здесь вот угощаем людей шашлыком. Попробуйте, стоит всего пять юаней.

На шампурах действительно шипела отличная баранина. Туристы и местные полуночники нисколько не смущались тем, что поздний час, что дело происходит не в ресторане, а на главной площади городка, тем, наконец, что как-то необычно резво развернулись ребята в белых тюбетейках и в белых же халатах, из-под которых торчали опять-таки белые шаровары.

Суббота. Летняя ночь. То ли китайская, то ли арабская. Среди 30-40 лавок с горячими закусками попадались сычуаньская, тайваньская, гонконгская. Но странным образом добрую половину из них составляли палатки с черными флагами, на которых виднелись затейливые письмена и, конечно, полумесяцы.

На следующий день примерно в 11 часов рынок окружили полицейские машины. Но больше всего сюда подъехало пограничников. "Зеленые фуражки" и закрыли бизнесу "зеленую улицу". К вечеру центральная площадь Суйфэньхэ приняла свой прежний вид. Палаток как не бывало. Под барабаны и свистки здесь опять танцевали-маршировали китайские ветеранши труда с флагами в руках.

Всю последующую неделю я донимал знакомых вопросом: "Почему закрыли базар?".

Самый забавный ответ услышал от молодого человека с короткой стрижкой:

- Они продавали слишком дорого. Люди стали возмущаться...

Мусульман КНР объединяет Китайская исламская ассоциация (Чжунго исыланьцзяо сехуэй), имеющая филиалы в разных провинциях и городах. В ее задачи входят организация жизни мусульманской общины, системы духовного воспитания и образования, паломничества, публикация памятников ислама, развитие связей с зарубежными мусульманами и т. п.

Это здесь-то, где на каждом квадратном метре торговой площади в пору устанавливать памятники великим комбинаторам и героям плутовских романов всех времен и народов! Именно здесь, где люди за год сколачивают состояния большие, чем в других районах Китая за всю жизнь.

Поразительно, что вслед за шашлычниками с улиц Суйфэньхэ сразу исчезла стайка уйгурских продавцов биноклей. Несколько недель кряду они крутились среди россиян. На шее у каждого болталось по три-четыре прибора ночного видения. Изделия были снабжены надписью "Made in Russia" и продавались по 500 рублей штука, а то и дешевле. Не иначе как свежие поставки с какой-то военной базы в Средней Азии. Или с Кавказа...

Исламское присутствие в Китае в основном ненавязчиво. Время от времени встречаешь ресторанчик с синими фонарями вместо красных. Это значит, что здесь не подают свинину. Впрочем, пиво и водка в таких заведениях вопреки заветам пророка льются рекой. Оно и понятно, запрет касается только вина, а остальное можно. По крайней мере, так мне объясняли много лет назад в Ташкенте лукавые богословы.

Один раз в Шанхае на восемьдесят каком-то этаже сверхвысокой башни мы с коллегой увидели трех худощавых тетенек. Их головы были плотно обмотаны черными платками-хиджабами. Город плавился в знойном лете, видовая площадка с телескопами абсолютно не напоминала глинобитных кварталов афганского или узбекского захолустья. Поэтому мусульманки казались чем-то нереальным, из мира сновидений. Поговорили.

Оказалось, женщины приехали из Малайзии.

Ближайшая к Владивостоку китайская мечеть расположена в Цицикаре, провинция Хэйлунцзян. Но гораздо более компактные очаги расселения последователей Мухаммеда можно найти много южнее. Например, между Пекином и Тяньцзинем разбросано несколько мусульманских деревень (уж и не знаю, кишлаков или аулов?).

Конечно, основная масса правоверных обитает в Синьцзяне. Но это тюркские народы, по языку близкие казахам и киргизам.

Есть и китайцы-мусульмане. В русской литературе ради благозвучия их называют немножко неточно - хуэй. Сейчас таких миллионы и миллионы (статистика вероисповедания в КНР, как и у нас в советское время, не ведется).

Ислам проник в Китай в 651 г. во время правления танского императора Гаоцзуна через арабских и персидских купцов, приезжавших торговать в Китай. Большинство арабских и персидских торговцев осели в Китае, женившись на китаянках. Их потомки и стали первыми китайскими мусульманами.

Некоторые эксперты утверждают, что ислам стремительно движется через центральные районы Китая к Тихому океану. И недалеко то время, предрекают они, когда эта религия станет доминирующей в стране. Трудно сказать, так это или нет. Во всяком случае, официальная пропаганда делает вид, что проблемы не существует. Всё как будто логично: религиозный фанатизм в Китае государством не поощряется. В казармах и на площадях не молятся, безбожных выставок не громят, а на телеканалах буддийское, даосское и прочее духовенство не пытается навязать всем свои взгляды.

Но вот недавно стало известно о столкновениях в провинции Хэнань, это уже центральный Китай. Таксист-хуэй сбил девочку и скрылся с места происшествия. Его выследили. Большая толпа иноверцев пришла в район, где проживают мусульмане. Завязалась кровавая битва. Только вмешательство армии положило конец беспорядкам. Погибли, по осторожным сообщениям западных агентств, десятки человек. В местной прессе об этом не было, разумеется, ни слова.

В последнее десятилетие, однако, китайские власти, судя по всему, всерьез задумываются о природе и опасности фундаментализма. Крестьянская беднота во все века жадно впитывала идеи, которые хоть как-то напоминали о возможном социальном равенстве. Даже если на дворе новый век, новые технологии и новая (новая?) рыночная экономика.

...На улице Шаньчэнлу в Суйфэньхэ как минимум три ресторана называют себя мусульманскими. И меню, и реклама - на русском языке. Они нас ждут.

Автор: Станислав Быстрицкий, специально для "В"