Наступление по всем флотам

В канун давно ожидаемого (хотя и перенесенного в Москву) заседания Морской коллегии при правительстве РФ в Приморье и за его пределами произошло несколько знаковых событий, напрямую связанных с наращиванием морского потенциала нашего края. Наиболее показательные из них произошли в области судостроения – символа обновления технической базы тружеников моря и защитников морских рубежей.

2 июнь 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1761 от 2 июнь 2005

Морской край подтверждает свое название

В канун давно ожидаемого (хотя и перенесенного в Москву) заседания Морской коллегии при правительстве РФ в Приморье и за его пределами произошло несколько знаковых событий, напрямую связанных с наращиванием морского потенциала нашего края. Наиболее показательные из них произошли в области судостроения – символа обновления технической базы тружеников моря и защитников морских рубежей.

Свидетельство тому – несколько сообщений, поступивших в редакцию «В» с начала этой недели.

Траулер за миллион

В последний весенний день на федеральном государственном предприятии – заводе «Звезда» состоялась официальная закладка нового рыболовного судна. Траулер современного типа «РС-450», разработанный по заказу администрации Приморья и краевого рыбохозяйственного совета российскими конструкторами, придет на смену сейнерам и средним траулерам 30-летней давности. Ведь флот такого класса изношен на 80 процентов.

«РС-450» достаточно универсален. Предназначенный для прибрежного рыболовства, он сможет вести траловый и снюрреводный лов, работать кошельковым неводом, вертикальным ярусом, ловушками и даже добывать сайру. Стоимость судна оценивается приблизительно в 1 миллион долларов США. Это на 40 процентов меньше самой дешевой китайской постройки (с учетом таможенных платежей). Заказчик окупит его максимум через пять лет. После чего еще четверть века траулер будет приносить рыбакам прибыль.

При осадке всего в 3,1 метра, автономности не менее восемь суток, устойчивости к волнению в 5 баллов и скорости 10 узлов судно сможет трудиться в Японском море и южной части Охотского моря. Экипаж - всего восемь человек. Вся пойманная продукция незамедлительно будет доставляться на берег в охлажденном виде. Оборудование для машинного отделения, навигационные и радиоприборы, орудия лова - как отечественного, так и импортного исполнения.

Простота конструкции позволит корабелам «Звезды» построить головной «РС-450» за год, а остальные спускать на воду каждые восемь месяцев. На первоначальном этапе лизинговая компания Приморья заказала пять траулеров, однако со временем проект пролонгируют до 12 единиц. Помимо приморских рыбаков свою заинтересованность проявили предприятия Сахалина и Камчатки. Финансовую поддержку начинанию оказывает банк «Приморье».

Первое судно получит ОАО «Рыболовецкий колхоз «Моряк-Рыболов». Предприятие уже внесло предоплату в размере 20 процентов. Остальное будет выплачивать частями. Сейчас в колхозе отбирают людей, которым доверят новый траулер.

На церемонии закладки присутствовал губернатор края Сергей Дарькин.

- Столь нужные приморским рыбакам суда будут строиться без привлечения бюджетных средств, - подчеркнул Сергей Михайлович. - Однако исполнительная и законодательная власть края помимо поддержки самого проекта предоставила заказчикам льготу по налогам на имущество. В свою очередь, судостроительные, приборо- и машиностроительные заводы края получат дополнительную работу.

- «РС-450» конкурентоспособен с аналогичным мировым флотом. Об этом я собираюсь рассказать на Морской коллегии и президенту России Владимиру Путину, - подчеркнул Сергей Дарькин. - Кстати, именно год назад, во время посещения Владивостока,  Владимир Владимирович поддержал идею возрождения национального судоходства, возвращения отечественному рыболовству лидирующих позиций на мировом рынке и основательного обновления промыслового и торгового флотов. Нынешняя закладка судна стала наглядным подтверждением реализации столь масштабных проектов...

Единственный в мире

В тот же день, 31 мая, но уже на другом конце планеты, в Финляндии, состоялась торжественная приемка нового ледокольного судна-снабженца «ФЕСКО-Сахалин», построенного по заказу ОАО «Дальневосточное морское пароходство» на финской верфи «Кварнер Маса-Ярд» (Kvaerner Masa-Yards Inc.). На сегодня это абсолютно уникальное судно, не имеющее аналогов в мировой судостроительной практике.

При относительно небольших размерах (длина 99,9 метра) «ФЕСКО-Сахалин» буквально напичкан суперсовременными техническими и технологическими новинками. К примеру, у этого судна нет привычной для моряков винторулевой группы, здесь установлены два азимутальных движителя-азипода, каждый мощностью по 6,5 мВт, которые вращаются на 360 градусов, давая судну возможность самых сложных маневров. При этом управление движением осуществляется не традиционным штурвалом, а компьютерным джойстиком по системе DP - Dynamic Position.

Строительство «ФЕСКО-Сахалина» осуществлялось за счет кредитной линии, открытой несколькими западными банками, и обошлось ОАО «ДВМП» в 75 миллионов долларов США, что сделало его самым дорогим судостроительным проектом в истории компании и самым дорогим на сегодня судном в Российской Федерации, если пересчитывать на тонну водоизмещения.

Предполагается, что к Дню моряка и совмещенному с ним празднованию 125-летия пароходства «ФЕСКО-Сахалин» придет в Золотой Рог и предстанет перед владивостокцами во всей своей красе. А еще через месяц снимется из родного порта к месту своей постоянной работы - Северо-Западному побережью Сахалина, где по контракту с компанией Exxon Neftegaz Limited будет в районе месторождения Чайво обеспечивать работу буровой платформы «Орлан».

Останутся в выигрыше

Церемония закладкиНе отстают от дальневосточников и коллеги из Находки. Сразу два танкера для Приморского морского пароходства заложили накануне на верфях южнокорейского города Ульсан. Всего будет построено три судна дедвейтом по 100 тысяч тонн каждое. Эти танкеры усиленного ледового класса предназначены для перевозки углеводородного сырья и смогут самостоятельно работать в зимнее время на Сахалинском шельфе, а также в Татарском проливе без привлечения ледоколов.

Пополнить свой флот компания из Находки решила после выигранного тендера по транспортировке сахалинской нефти. Предполагается, что уже к концу нынешнего года суда выйдут в свой первый рейс.

* * *

За последние 4,5 года в Приморье в большое плавание отправлено свыше 30 гражданских и военных судов и кораблей различного класса. Для сравнения: в период с 1990 по 2000 год в крае построили всего 12 судов и кораблей.

На сегодняшний день в Приморье пять предприятий занимаются судостроением. В отрасли трудится 5,5 тысячи человек. В прошлом году произведено продукции на 4 миллиарда рублей.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, Андрей ОСТРОВСКИЙ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»